Памяти моего Друга и Учителя Арона Абрамовича Брудного.
...безумное невнимание к изменениям, происходящим в культуре человечества… и в среде его существования, приведет... к катастрофическим изменениям в биосфере...
А. Брудный.
Введение
Культура, познание, понимание, общение, психология и смыслы существования всегда были в центре внимания А.А. Брудного. Его работы занимали, и сейчас занимают лидирующее положение в осмыслении места и возможностей человека в мире. В предлагаемом очерке на основе идей А.Брудного рассматривается одна из актуальнейших проблем — культура и существование человечества в этом мире.
Культура есть условие возникновения человека современного типа. Но культура разлагается, когда происходит драматический разрыв с природой. Лишь преодоление этой трагедии откроет перспективы для человека.
Знать свою историю — это значит учиться у нее.
Первый золотой век — неолитическая революция привела к появлению ловушки успеха.
Второй золотой век — революция цивилизаций привела к упадку первого золотого века. Уроки гибели первых цивилизаций до сих пор не осмыслены людьми.
Тотальное противостояние — вот в чем основное содержание нынешней цивилизации. Однако, можно ли остаться живыми, взяв себе в союзники мертвые силы и уничтожая все живое? Можно ли остаться живыми, выбрав лишь один из вариантов восприятия и взаимодействия с миром, миром человеческим и миром природным?
Жизнь и общество представляют собой сложнейшие системы. Вся их история — бесконечное формирование и совершенствование разнообразия. Но следует отдавать себе отчет в том, что Жизнь не просто основа для для удовлетворения потребностей общества, а незаменимое условие его существования — и в физическом, и в духовном отношениях.
Глобальная цивилизация суть тотальное упрощение и единообразие, несовместимое с жизнью. Кризис природы и общества — следствие примитивизации человека в глобализированном обществе, которое по своей сути не в состоянии соответствовать миру, который ни одна отдельная культура, какой бы она ни была развитой, не в состоянии воспринимать во всей его полноте.
Третий золотой век может наступить лишь тогда, когда возродятся этническое и культурное разнообразие человечества, партнерские отношения с природой, биокультурное разнообразие.
Нет истории. Есть лишь настоящее, опрокинутое в прошлое.
Нет истории. Есть лишь настоящее, вырастающее из прошлого.
Культура есть условие возникновения человека современного типа.
Культура и происхождение человека
Понимание плюрально, оно существует во множестве вариантов, каждый из которых отражает ту или иную грань действительности.
А. Брудный
Проблема биокультурного разнообразия уходит своими корнями в период возникновения человека. Можно утверждать, что это коренной вопрос выживания человека как вида. При всей своей особости и обособленности от мира живой природы, он является порождением и частью ее определенной формы, а именно биосферы цветочных растений. До нее, на протяжении более двухсот миллионов лет господствовала биосфера голосеменных растений, благоприятная для ящеров-динозавров. Расцвет млекопитающих, представителем которых и является человек — продукт цветочной биосферы. И если она будет замещена на иной тип биосферы, то совершенно неизбежно вместе со многими другими видами исчезнет и человек.
Каждому типу биосферы соответствует свой тип планетарного климата, формируемый и поддерживаемый этой биосферой (В.Горшков). Разрушение современной биосферы современной глобальной цивилизацией может привести к смене типа земного климата, а вместе с ним и типа биосферы. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Более чем 3 миллиона лет было затрачено на создание вида, который мы называем Homo sapiens — человек разумный. Мы знаем, что природа нередко тратит значительно меньше времени для создания видов. За считанные тысячелетия после ледникового периода фауна млекопитающих в северном полушарии приобрела совершенно новый облик. И человек современного типа успел изобразить на стенах пещер представителей мамонтовой фауны. Примечательно, что изобразительное искусство как свидетельство достаточно высокоразвитой культуры появляется у кроманьонцев, наших непосредственных предков, и неизвестно для неандертальцев, которые определенное время жили одновременно с кроманьонцами. Это не просто технологии, а освоение, удвоение действительности в эстетическом и этическом восприятии. Этико-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности стало главенствовать в механизмах регуляции поведения людей, заменяя, вернее, облагораживая инстинкты, свойственные животному уровню развития. Можно утверждать, что именно возникновение культуры как регулятора поведения явилось основой выживания человека современного типа.
Драматический разрыв с природой. Трагедия и перспективы человека. Первый золотой век.
Сначала победи себя.
А. Брудный
Мы привыкли рассматривать появление человека как следствие его борьбы и победы над природой и другими видами. Противопоставление человека природе и представление его господином над всеми живыми существами — цивилизационный миф. На самом деле, человек стал человеком и выжил на этой земле только благодаря тому, что он победил себя. И победа эта далась ему страшной ценой. Современная антропология установила, что существовало множество ископаемых видов, потенциальных предков людей. Но это был, пожалуй, один самых жестоких отборов. Человек не только превращался в новый биологический вид, но вообще выходил из-под действия естественного отбора. И вместо природных естественных, основанных на инстинктах регуляторов поведения должны были возникнуть иные, основанные на социальных механизмах, способы взаимодействия возникающего человеческого общества с природным окружением.
Таким механизмом стала культура как система общественно вырабатываемых и санкционированных предписаний и запретов, воплощенных в художественные формы (изображения, музыка, танцы, песни, мифы и т.п.), позволяющие транслировать эти предписания и запреты между поколениями и группами. Конечно, древний человек не обладал необходимой суммой знаний, чтобы создать совершенную схему поведения. Наряду с удачными предписаниями и запретами существовали и бесполезные и вредные. Но если они в своей совокупности позволяли племени выжить, то сохранялись в сакрализованной форме, без объяснения и обсуждения, нередко в форме табу, требующего безусловного выполнения под страхом жесточайших санкций, вплоть до смерти. Конечно, при таком положении вещей набор предписаний и запретов был в значительной степени случаен и удачные варианты были скорее исключением, чем правилом. Поэтому большинство первичных человеческих сообществ не прошли испытание на соответствие природному окружению и вымерли. Недавние исследования показали, что все современное человечество произошло от единственной выжившей первобытной общины (или очень небольшой группы общин), состоявшей всего из очень малого числа особей. Переход от дочеловека к человеку — страшное испытание, которое с огромными потерями выдержали наши очень далекие предки. Культура спасла человека как вид от вымирания. Но только такая культура, которая соответствовала гармонии взаимоотношений человека и природы, которая не противопоставляла человека иным живым существам, не противопоставляла человека человеку.
Переход к человеку разумному это переход от управления инстинктами к культуре как основе группового и индивидуального поведения, это переход от естественного отбора — к групповому внегенетическому отбору, поскольку появились различные групповые матрицы поведения, основанные на различии языков и культур. В дальнейшем эта тенденция привела к формированию этносов и развитию этнокультурного разнообразия.
Этнокультурное разнообразие — разнообразие языков, культур и традиций у различных этносов.
Биокультурное разнообразие — разнообразие отношений между обществом и природой, отраженное в этнокультурном разнообразии.
Те, кто прошли через бутылочное горлышко соответствия культуры группового поведения природному окружению, попали в рай гармоничных взаимоотношений с природой, когда система предписаний и ограничений, вмонтированная в культуру, не позволяла разрушать основы своего благополучия. Эти многие тысячелетия счастливой жизни вспоминаются человечеством как век золотой. Как золотой век биокультурного разнообразия.
Неолитическая революция. Ловушка успеха.Второй золотой век.
Реализация возможностей должна быть сбалансирована с ответственностью за их осуществление.
А. Брудный.
Постепенно человек стал переходить от собирательства, охоты и рыбалки, то есть от присвоения готовых продуктов живого мира к выращиванию растений и животных, то есть к их искусственному воспроизводству. За 10 тысячелетий до новой эры появилось скотоводство и земледелие, которые привели к образованию оседлых и кочевых культур. Человек перестал напрямую зависеть от природы. Очаги этих культур были очень малы по сравнению с окружающей дикой природой, обеспечивающей стабильность существования. При истощении земель люди осваивали новые участки, забрасывая разрушенные для естественного восстановления. Установилось новое равновесие между обществом и природой, которое обеспечило на некоторое время благополучное существование. Наступил второй золотой век.
Однако относительная стабильность и обеспеченность существования создали иллюзию полной независимости от природы и привели к ослаблению в культуре регуляторов взаимодействия с природой. Общественное расслоение, выделение привилегированных групп привело, в конечном счете, к представлению о выделенности, верховенстве человека над природой. Успех обществ, перешедших от собирательства к производству, явился своеобразной ловушкой. Он привел к ослаблению регуляторной роли культуры. Но до поры до времени сохранившийся стабилизационный потенциал природы гасил негативные последствия от деятельности человека.
Гибельность процветания за счет природы. Революция цивилизаций. Упадок второго золотого века. Уроки гибели первых цивилизаций.
Отношение людей к природе есть превращенная форма их отношения друг к другу.
А. Брудный.
Прямым следствием неолитической революции стало появление древних цивилизаций. Тенденция на отрыв культуры от природы, противопоставление человека и природы, наметившаяся в период неолитической революции, стала господствующей. Безусловно, во многих отношениях успех древних цивилизаций был несомненен. Но все они рухнули в небытие, оставив после себя пустыни. При всем своем могуществе и способности к самообеспечению, эти цивилизации кардинально изменили взаимоотношения с природной средой, которая стала лишь источником ресурсов, причем нередко на значительном удалении от самих государств. Так, для построек и морских судов Египта, городов-государств Ближнего Востока и Средиземноморья были полностью сведены леса на берегах Средиземного моря и на атлантическом побережье Африки. Огромный пояс пустынь, протянувшийся от Сахары до Гоби — в значительной мере наследство древних цивилизаций Северной Африки, Средиземноморья и Ближнего Востока. Золотой век неолитической революции быстро закатился. Уже первые цивилизации продемонстрировали, что успех, достигаемый за счет упрощения и истощения природных систем, неизбежно приводит к локальным экологическим катастрофам, от которых не спасает никакое могущество.
Известным исключением явилась цивилизация дзёмон, просуществовавшая в древней Японии десять тысячелетий с 13 тысячелетия до н.э. Она была цивилизацией оседлых собирателей-охотников, которые не перешли к разрушительному по отношению к дикой природе земледелию, ограничившись сбором плодов насаждений каштана. Такое направление развития обеспечивало сохранение природной среды и устойчивость сообщества.
Тотальное противостояние. Ловушка научно-технического прогресса. Можно ли остаться живыми, взяв себе в союзники мертвые силы? Жизнь и общество как системы. Системы и разнообразие.
Без понимания реальности, без понимания друг друга люди просто не могли бы существовать….
Понимание — это чувство приобщения к бессмертию….
А. Брудный.
Первые цивилизации практически не использовали культуру для накопления и трансляции положительного опыта биокультурного разнообразия. На первое место выдвинулись техника и технологии. Ограниченное знание и умение стали вытеснять культуру из сферы регулирования поведения. Успехи технизации дали импульс к тотальному противостоянию цивилизации и природы, развитию культа силы, к возвеличению и обособлению человека как властелина, покорителя природы.
Особенно «великими» стали успехи научно-технической революции. Они затмили все предшествующие достижения, сделав человека безграничным хозяином земли. И эти успехи стали ловушкой для современного человечества, ибо достигаются за счет тотального уничтожения живой природы — основы существования жизни на планете.
Технизация привела к экспоненциальному росту расхода энергии на душу населения и пропорционально энерговооруженности возросла разрушительная мощь человека, направленная на природу. Нужно отдавать себе отчет в том, что до сих пор так называемые «успехи» цивилизации достигались и достигаются за счет привлечения мертвых сил природы против Жизни. Человечество игнорирует неисчерпаемый потенциал биокультурного разнообразия. Но путь «технического прогресса» неизбежно приведет к пропасти экологического краха. Человек — живое существо. Он может все. Но он не в состоянии создавать базовые условия существования Жизни. Это в состоянии делать только биосфера, сосуществование которой с нынешней формой цивилизации несовместимо. Природа и общество представляют собою сложные системы. Чтобы существовать, нормально функционировать, они должны быть достаточно сложными системами. Упрощение их ниже определенного уровня приводит к нарушениям в их функционировании и к распаду. Армия — жестко организованная эффективная система. Но у нее очень ограниченные функции и самостоятельно она не может существовать. Ее существование обеспечивается обществом, которое на несколько порядков сложнее армии, что дает ему устойчивость и самодостаточность. Однако общество состоит из живых людей. Но вот условия, базовые условия их существования (определенный газовый состав атмосферы, благоприятный климат и т.п.) может обеспечить только биосфера в целом. Биосфера и естественные экосистемы, из которых она состоит, на несколько порядков сложнее человеческого общества и в отличие от него, способна к самовоспроизводству как самой себя, так и условий своего существования.. Современная глобальная цивилизация уничтожает основы существования человека одновременно с двух сторон. С одной стороны, она упрощает человеческое общество, разрушая биокультурное и этнокультурное разнообразие, и с другой — упрощает биосферу, уничтожая разнообразие природное.
Третий золотой век (желанное будущее) — партнерские отношения с природой, возрождение этнокультурного и биокультурного разнообразия.
Происходящее в природе имеет свой изыскано-сложный смысл. Но он далек от смысла дел человеческих...
Мы стоим на пороге третьего мира.
А. Брудный.
С самого начала разнообразие культур играло решающую роль в выживании человечества. Сейчас как никогда раньше наиболее остро стоит вопрос о выживании культур, языков, этносов, которые в условиях глобальной цивилизации стоят перед угрозой деградации и исчезновения. Каждая культура дает особое, недоступное другим, какими бы они не были развитыми, культурам видение мира. Причем видение не каких-то незначимых деталей, но существенных сторон, важных для выживания всего человечества. Успех глобальной цивилизации основывается на крайне ограниченном восприятии мира. До недавнего времени природного потенциала хватало для компенсации разрушительных последствий от воздействия человеческого общества. Но в последние десятилетия все больше и больше свидетельств тому, что мы уже рядом с точкой невозврата. И только возрождение в культуре природы как равноправного партнера и возрождение в полном объеме биокультурного и этнокультурного разнообразия позволят обеспечить благополучное будущее нам и нашим потомкам. И тогда есть надежда на наступление третьего золотого века.
Если ты знаешь букву, то это не значит, что ты знаешь слово.
Если ты знаешь слово, то это не значит, что ты знаешь текст.
Если ты знаешь текст, то это не значит, что ты знаешь жизнь.
Ибо жизнь не есть достояние отдельного существа или вида.
Жизнь есть результат беспрерывного взаимодействия огромного количества видов, объединенных разнообразными связями в первичные элементы жизни — экосистемы, образующие живую оболочку планеты — биосферу.
Культура есть условие выживания человека современного типа. Но когда культура разлагается, происходит драматический разрыв с природой. Лишь преодоление этой трагедии откроет перспективы для гармонизации человека и природы.
Дальние предки человека соответствовали природному окружению благодаря естественному отбору, который протекал внутри материнской естественной экосистемы. Когда человек перестал быть частью естественной экосистемы, он вышел из-под власти естественного отбора. Не стало механизма, совершенствующего живое существо в направлении соответствия экосистемам, соответствия жизни.
Только одному виду — кроманьонцу удалось получить такой механизм, а именно — культуру, которая развивалась вместе с ним и совершенствовала его поведение в направлении соответствия с природным окружением.
Биологические механизмы регуляции поведения становились под контроль социокультурных. Генетическая наследственность инстинктов дополнилась социокультурной передачей приемлемых в обществе стандартов поведения.
Генетическая наследственность дополнилась «наследственностью» социокультурной. И это позволило выжить человеку вне включенности в биологические связи внутри конкретной экосистемы. Человеческое общение — основа отбора и передачи внегенетического наследования адекватных природе и социуму матриц поведения.
С другой стороны, высокая степень независимости от конкретной экосистемы при социокультурном отборе приводила нередко к развитию вариантов поведения, образа жизни, не соответствующего требованиям сохранения природных основ существования.
На ранних этапах антропогенеза это приводило к вынужденной миграции из разрушенных человеком местообитаний и вымиранию многих групп. По мере роста численности и потребления разрушительное давление на среду возросло. И в настоящее время превышение допустимых пределов негативных воздействий происходит в мировом масштабе, что реально грозит самому существованию человечества. Приходится признать, что вытеснение культуры из сферы регуляции поведения в пользу таких примитивных по сравнению с нею регуляторов, как экономика и политика, делает человеческое общество неспособным к адекватной радикальной перестройке.
Только полноценное возрождение в современных условиях биокультурного и этнокультурного разнообразия во всех странах откроет перспективу выживания и процветания человечества.
Человек есть слово, человечество есть текст. Но текст получает свой подлинный смысл, будучи погруженным в Жизнь. Жизнь всех живых существ на планете. Ибо без них существование человечества невозможно и бессмысленно.
Текст раскрывает значения. Но лишь действия порождают смысл. И подлинно осмысленные действия лишь те, которые отвечают подлинному смыслу существования человека — поддержанию Жизни на планете.
Эмиль ШУКУРОВ,
орнитолог, кандидат биологических наук и доктор географических наук, профессор, заслуженный деятель науки Кыргызской Республики, председатель экологического движения Кыргызстана «Алейне».
![]() ![]() |
Всего комментариев: 0 | |