11.04.2016
Я «Красный Бор» — дай мне денег!
Недавно вице-губернатор Петербурга Игорь Дивинский сообщил, что правительством города принято решение не принимать новые отходы на полигон «Красный Бор». Вернее было бы сказать: правительство Петербурга вынужденно подчинилось решению Тосненского городского суда, который вынес решение о запрете деятельности полигона на прием новых отходов.

Вторая новость от Игоря Дивинского: правительство Петербурга отказалось от строительства завода на полигоне «Красный Бор». Честнее было бы сказать: правительство осознало, что этот плод алчности, бардака и систематического нарушения законодательства стоимостью в полтора миллиарда рублей (по другим данным — в 3,3 миллиарда) невозможно ввести в эксплуатацию.


Так сложилось, что у истоков многострадального долгостроя стоит Владимир Путин. После того, как в 1985 году вступили в силу новые СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных отходов», полигон «Красный Бор» перестал соответствовать новому законодательству. Объект располагался выше водозабора, на территории полигона не было предприятия по переработке отходов, истекал срок эксплуатации объекта — все это не соответствовало новым СНиП. Поэтому в декабре 1988 года было принято совместное решение Леноблисполкома и Ленгорисполкома № 1066/509 от 30.12.88 о проектировании и строительстве современного завода по обезвреживанию промотходов на новой площадке. Однако до 1991 года данное решение остается не исполненным.

В 1991 году Президиум Ленинградского горсовета снова принимает Решение по полигону «Красный Бор» (№ 152 от 13.04.91), согласно которому необходимо совместно с Леноблисполкомом выбрать другую площадку для строительства полигона, а одновременно со строительством нового полигона приступить к постепенной консервации и рекультивации "Красного Бора". Но сделать это тоже не удается.

И тогда принимается решение строить завод на самом полигоне «Красный Бор». В 1994 году Анатолий Собчак и Александр Беляков — главы правительств Петербурга и Ленобласти — обращаются к премьер-министру Виктору Черномырдину с ходатайством выделить деньги из федерального бюджета на строительство завода. Принимается Постановление правительства № 22 от 13.10.1994 г. «О мерах по устранению нарушений правил эксплуатации полигона промышленных отходов «Красный Бор» и созданию нового предприятия». По иронии судьбы именно Владимир Путин, будучи тогда первым заместителем председателя правительства Петербурга, возлагает сам на себя контроль за исполнением данного Постановления и ставит под документом свою подпись.

С этого начинается история освоения бюджетных средств длиною в несколько десятилетий, когда Путин уже далеко, а деньги близко.

Досконально отследить расходование средств, которые поглотил долгострой, вряд ли сейчас возможно. Часть их поступала из федерального бюджета в виде целевого финансирования на строительство завода, часть перечислялась из городского: на завод и в виде субсидий на содержание гидро-технических сооружений, часть — международные деньги. При этом в счет субсидий из городского бюджета финансировались работы, к содержанию ГТС не относящиеся, а по строящемуся заводу среди актов приемки работ с генеральным подрядчиком «СУ-12 «Трест-32» можно отыскать закрытие карт 39 и 70, разработку проекта нормативов допустимых сбросов, посадку зеленых насаждений. Были договора с вовсе странными формулировками. Например, в 2010 году полигон «Красный Бор» по государственному контракту осуществлял текущий ремонт полов и окраску помещений Комитета по природопользованию. Вся эта неразбериха позволяла избежать строгой финансовой отчетности и не содействовала элементарному порядку. Оттого не является неожиданным результат аудиторской проверки конца 2015 года: Комитетом по природопользованию как заказчиком строительства затраты в сумме 868 млн 888 тыс. руб. документально не подтверждены, ввиду отсутствия первичных документов по приемке — передачи выполненных работ.

ГИПХ и его генеральный подрядчик «СМУ-12 «Трест-32» — отнюдь не единственный исполнитель работ по проектированию и строительству завода. Кроме контрактов с ним Комитет по природопользованию только за период с 2004 года заключает по полигону «Красный Бор» почти 200 договоров с другими организациями.

Если проанализировать контракты на АИС ГЗ Петербурга, поражает повторяемость в формулировках предметов договоров и постоянство в выборе поставщиков услуг. Некоторые компании — например, Проектводстрой и ЗАО «ЭРГ» — выполняли работы чаще ГУППов Комитета. Их руководители — бессменные члены Научно-технического Центра по полигону «Красный Бор» (ныне переформатированного в Научно-технический совет, куда нет допуска общественным организациям), который вырабатывает рекомендации Комитету на стратегическом пути развития полигона в беззаконье.

Работы, систематически выполняемые компании «Проектводстрой», заслуживают отдельного разговора. Пока обратим внимание на контракты, заключенные с компанией ЗАО «Эрг» (или «Эргоном»). Компания занимается проектированием и производством оборудования по очистке стоков. Для специалистов директор компании г. Карпов хорошо известен как разработчик и создатель пилотной установки для очистки стоков полигона (которая на сегодняшний день на полигоне отсутствует). Однако для полигона «Красный Бор» компания выполняла работы не только по своей основной специализации:

1. Анализ базовых технологических решений проекта создания производства по переработке промышленных отходов. Сумма контракта: 350 000 pуб. ЗАО Эрг. Дата регистрации: 2007-07-11.

2. Разработка методики сравнительного анализа технологий переработки опасных органических отходов производства и потребления. Сумма контракта: 470 000 pуб. ЗАО ЭРГ. Дата регистрации: 2007-09-19.

3. Выполнение обследования химического и физического состава и количества опасных отходов, поступающих на Полигон «Красный Бор». Сумма контракта: 450 000 pуб. ЗАО Эрг. Дата регистрации: 2007-10-16.

4. Разработка обоснования и рекомендаций по составу 1-го пускового комплекса 1-й очереди завода по переработке промышленных токсичных отходов. Сумма контракта: 470 000 pуб. ЗАО ЭРГ. Дата регистрации: 2007-11-22.

5. Выполнение гидроэкологических исследований содержимого карт № 64, № 68 и внутренних каналов полигона «Красный Бор». Сумма контракта: 3 921 924 pуб. ЗАО ЭРГ. Дата регистрации: 2007-11-22.

6. Разработка обоснования и рекомендаций по составу 2-го пускового комплекса 1-й очереди завода по переработке промышленных токсичных отходов. Сумма контракта: 460 000 pуб. ЗАО ЭРГ. Дата регистрации: 2007-11-30.

7. Выполнение работ по гидроэкологическому исследованию содержимого карт №64, 68 и внутренних каналов полигона «Красный Бор» в весенний период. Сумма контракта: 1 631 182 pуб. ООО ЭРГОНОМ. Дата регистрации: 2008-06-11.

8. Разработка детального задания на выполнение корректировки проекта строительства предприятия по переработке промышленных отходов Петербурга. Сумма контракта: 450 000 pуб. ООО ЭРГОНОМ. Дата регистрации: 2008-10-07.

9. Выполнение дополнительных работ по предпроектной проработке строительства предприятия по переработке отходов потребления, образующихся в Петербурге. Сумма контракта: 3 988 000 pуб. ООО ЭРГОНОМ. Дата регистрации: 2008-12-02.

10. Увеличение цены контракта в связи с проведением дополнительных работ по детализации технологического решения по очистке карт-котлованов № 64 и № 68 Полигона «Красный Бор». Сумма контракта: 7 849 789 pуб. ООО ЭРГОНОМ. Дата регистрации: 2008-12-03.

11. Выполнение работ по разработке документации для консервации объектов незавершенного строительства экспериментального предприятия по переработке промышленных токсичных отходов. Сумма контракта: 2 382 000 pуб. ООО ЭРГОНОМ. Дата регистрации: 2010-04-13.

То, что г-н Карпов разрабатывал обоснования и рекомендации по составу 2-го пускового комплекса 1-й очереди завода или детальное задание на корректировку проекта строительства, несколько удивляет. Тем более, что корректировку проекта 1-й очереди завода в этот же период осуществляли согласно отдельному контракту специалисты ФГУП «РНЦ «Прикладная химия».

Но последний контракт ЗАО «Эрг» в приведенном списке — разработка документации для консервации объектов незавершенного строительства экспериментального предприятия — вовсе ставит в тупик. Согласно акту выполненных работ по контракту № 176 от 13 апреля 2010 года подрядчиком разработана документация для проведения консервации объектов: объект 102-204 (производственный корпус по приему жидких органических нефтесодержащих отходов), 103 (склад жидких органических отходов), объект 105 (установки термического обезвреживания), 106 (производственный корпус по переработке органических отходов), корпуса 121а (административно-лабораторный корпус), объекты № 39, 70 (карты). Но ни один из этих объектов завода не законсервирован и поныне. Более того, строительные работы по данным объектам активно велись перед их подготовкой к консервации. К тому же в следующем 2011 году снова идут строительные работы по якобы подготовленному к консервации корпусу 121а, да и по другим. Об этом свидетельствуют акты приемки работ на тепломатериалы к подготовленному к консервации лабораторному корпусу 121а (акт № 25/12-г от 19.12.2011), на радиовещание корпуса 121а (акт № 23/12-г от 19.12.2011), электроснабжение корпуса 121 а (акты № 04/08 от 19.08.11, 05/12-г от 19.12.2011), на силовое электрооборудование корпуса 121а (акт № 4-г от 21.11.2011) и еще через две недели акт приемки работ на силовое электрооборудование корпуса 121а (9/11 от 02.12.2011), на электроосвещение лабораторного корпуса 121а (акт № 12/12-г от 19.12.2011), акт о приемке выполненных работ на пожарную сигнализацию корпуса 121а (акт № 22/12-г от 19.12.2011), снова на пожарную сигнализацию в корпусе 121а (акт № 10/12-г от 19.12.2011) уже с установкой двух матричного принтера, двух ПК, двух мониторов, а также многочисленные акты приемки работ на наружную отделку фасадов почти всех якобы готовившихся к консервации объектов. Чудеса, да и только.

Значительная часть заключенных Комитетом по природопользованию контрактов по полигону «Красный Бор» — это бесконечное предпроектные работы, проектирование и очередная корректировка спроектированного, которое никогда не будет достроено, а также неусыпный авторский и технический надзор за строительством того, что до сих пор не принято в эксплуатацию и не поставлено на баланс предприятия. Скатерть-самобранка с контрактами на инвентаризацию объектов незавершенного строительства вместе со сменой руководства Комитета переходит от одних счастливчиков к другим. Профанация этой работы дошла до того, что заключение контракта на очередную «инвентаризацию объектов незавершенного строительства» стало для Комитета привычной формой выплаты любых даже самых небольших денежных подъемных. Инвентаризацию объектов долгостроя на бумаге делали все кому не лень — вплоть до личных водителей генерального директора полигона Сергея Мацукова и председателя Комитета по природопользованию Валерия Матвеева. Причем перманентно: сначала в октябре и ноябре 2013 года договора заключались с полигоном, а потом спустя два месяца ту же процедуру повторили еще раз — уже с Комитетом по природопользованию. Пришедшему в октябре 2015 года директору полигона Виктору Колядову — человеку совсем иного круга — даже не пришло в голову заключить отдельный государственный контракт на эти цели: инвентаризацию объектов незавершенного строительства по поручению директора провел главный инженер полигона в рамках своих основных обязанностей. Постановку на баланс завершенных объектов строительства и консервацию незавершенных — а по результатам проведенной в конце 2015 года независимой аудиторской проверки всё это необходимо сделать только после обеспечения финансового по объектного учета — Колядов тоже предполагал выполнить силами самого предприятия. Но Комитету по природопользованию такой подход в новинку. И сейчас после спешного увольнения Колядова руководство Комитета сформировало очередной запрос на дополнительное финансирование в 2016 году, где 25 миллионов рублей из 134 миллионов предусмотрено на инвентаризацию и консервацию уже многократно и непрерывно инвентаризируемого и консервируемого. Да не оскудеет рука дающего.

Виктория МАРКОВА,
председатель межмуниципальной инициативной группы по экологической безопасности Петербурга и Ленобласти (МИГ).
Статьи / 980 / Искандер-ака / Теги: Петербург, Экология, бюджет, Миг, «Красный Бор», виктория маркова / Рейтинг: 5 / 2
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2021.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта