Лето подходит к концу: кому-то грустно, а кто-то уже устал от страшной жары, которая в этом году во многих регионах мира достигала рекордных значений. Единственным спасением становились вентиляторы и кондиционеры. Но, как и многое другое, облегчающее нам жизнь, они тоже способствуют распространению «парникового эффекта», а значит глобальному потеплению. Во Всемирном фонде дикой природы выделили пять основных факторов, увеличивающих «экологический след» россиян. Это жилищно-коммунальные услуги, продовольствие, транспорт, производство одежды и обуви и даже посещение культурных мероприятий.
За комментарием Елена Вапничная обратилась к эксперту Фонда Павлу Боеву.
ПБ: Любые приборы, которые используют большое количество электроэнергии во многих городах (в основном электроэнергия производится за счет сжигания ископаемого топлива), безусловно, являются источниками выбросов углекислого газа в атмосферу. Углекислый газ является одной из основных причин глобального антропогенного изменения климата.
ЕВ: А вентиляторы, например, лучше? Или, так сказать, «хрен редьки не слаще»?
ПБ: Как Вам сказать, если у Вас очень мощный вентилятор, который потребляет большое количество электроэнергии, то надо просто сравнить его с тем кондиционером, который Вы могли бы поставить. Если Вы покупаете современное оборудование классов «А», «А+», которое рассчитано на меньшие энергозатраты, то в этом нет ничего страшного.
ЕВ: Вот, в числе рекордсменов, которые увеличивают наш экологический след, Вы выделили пять наименований. С электричеством, потреблением воды – довольно понятно, с сельским хозяйством, вернее производством продовольствия, – тоже. Мы знаем, что особенно в животноводстве используется большое количество воды, вырубаются леса под сельскохозяйственные угодья. Вот меня несколько удивило производство одежды, обуви и культурные мероприятия.
ПБ: Да, я, пожалуй, поясню. Что касается одежды, обуви, то на их производство тоже затрачивается большое количество ресурсов. Но мы тоже знаем, что эта одежда и обувь часто производятся довольно далеко от того места, где мы их в результате потребляем. Экологический след транспортировки тоже довольно велик. И, например, если мы говорим об одежде из хлопка, одного из самых популярных материалов, то здесь речь идет о больших потерях водных ресурсов, особенно в тех регионах, где его выращивают. Это Индия, Пакистан, Центральная Азия. Для того, чтобы бороться с негативными последствиями производства хлопка, была разработана система сертификации, благодаря которой возможно снизить негативное воздействие на водные экосистемы в этих странах.
Что касается культурных мероприятий и отдыха, тут нет ничего удивительного, потому что театры и музеи тоже нужно отапливать, а летом кондиционировать, обеспечивать их расходными материалами. Для того, чтобы напечатать театральную программу или сделать бутерброд с рыбой в театральном буфете, тоже нужно затратить ресурсы.
ЕВ: Вот прочитав все это, я переполнилась чувством стыда за свой образ жизни, хотя я очень экологически ответственный человек и все перерабатываю и стараюсь не покупать вещи в больших упаковках. Что же делать потребителю, который хотел бы снизить «экологический след»? Что же теперь, не ходить в театры?
ПБ: Нет, конечно, нет. Безусловно, нужно начинать с себя, потому что 70 процентов экологического следа человечества – это результат краткосрочного потребления в домохозяйстве. То есть те решения, которые мы с вами принимаем каждый день, способны повлиять на весь экологический след человечества. Конечно, не нужно испытывать стыд, просто нужно пытаться делать немножко больше и быть немножко лучше. Например, если говорить об экологическом следе продуктов питания, то мы призываем всех выбирать местные и сезонные продукты, поскольку их экологический след меньше. Конечно, лучше стараться есть больше овощей и фруктов. Это не только полезно, но еще и полезно для природы, поскольку на их производство затрачивается значительно меньше ресурсов, чем на производство мяса.
ЕВ: Сейчас все более популярными становятся покупки по Интернету. Мне кажется как обывателю, что упаковка, доставка, мусор, наверное, тоже увеличивает эмиссии парниковых газов.
ПБ: Вы знаете, с точки зрения доставки, скорее нет, чем да, поскольку она довольно эффективна. Например, Вы не едете одна в машине в магазин, а Ваши покупки доставляются сразу на грузовике большому количеству людей, которые живут недалеко от Вас. В этой связи выбросы могут быть даже меньше. Что касается упаковки, Вы, безусловно, правы, эта проблема существует. Интернет-магазины этим грешат, потому что упаковка, в том числе картонная, очень часто является излишней.
ЕВ: Какие еще факторы Вы можете добавить к этим пяти, которые тоже увеличивают наш экологический след? Я еще не упомянула транспорт, кстати, который тоже является понятной причиной.
ПБ: Безусловно, Вы правы. Транспорт тоже вкладывает довольно много в антропогенную нагрузку на экосистему планеты, поскольку до сих пор большая часть транспорта основана на тех видах энергии, которые получаются в результате сжигания ископаемого топлива. Если, например, в абсолютных величинах самая большая нагрузка – это автотранспорт, то в относительных (в расчете на одного пассажира или на один килограмм перевезенного груза), это, конечно, авиатранспорт. Например, чтобы перевезти одного человека рейсом Москва – Нью-Йорк, нужно посадить четыре дерева, которые будут расти сто лет, чтобы компенсировать образовавшийся в результате этого перелета выброс СО2. Поэтому, безусловно, транспорт вносит очень большой вклад в наш экологический след.
Опубликовано на сайте Радио ООН 22 августа 2016 года.
Источник: http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/224265/#.V74G1v6UHMx
|
Всего комментариев: 0 | |