Начало статьи: http://ecoznay.ru/publ/ehkologicheskoe_obrazovanie_v_rossii/1-1-0-685
Среднее специальное образование
В техникумах и колледжах ведется подготовка по специальностям 280201 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, 280711 – Рациональное использование природохозяйственных комплексов и 280704 – Природоохранное обустройство территорий.
По специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» готовят в 43 техникумах и колледжах на базе основного общего образования и в 28 – на базе среднего общего образования. Больше всего техникумов и колледжей по данной специальности в Свердловской области – 4, в Москве таких средних специальных учебных заведений (ссузов) 3, также как и в Иркутской области. Три ссуза в Алтайском крае, Нижегородской и Новосибирской областях готовят специалистов исключительно на базе среднего общего образования.
По специальности «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» готовят специалистов в 43 ссузах на базе основного общего образования и в 18 – на базе среднего общего образования. По три таких ссуза находятся в Москве, Мос-
ковской, Иркутской, Воронежской, Свердловской областях, Краснодарском крае и Республике Дагестан. В четырех ссузах принимают абитуриентов только на базе среднего общего образования – Алтайский и Приморский края, а также Нижегородская и Омская области.
По специальности «Природоохранное обустройство территорий» в стране имеется всего 6 ссузов, расположенных в Санкт-Петербурге, Воронежской, Новгородской, Саратовской и Челябинской областях, а также в Приморском крае. Причем ссуз в Воронежской области принимает исключительно после окончания средней школы.
Кроме перечисленных трех основных специальностей два ссуза готовят специалистов по «Гидрологии»(Иркутская и Ростовская области), а также 6 по «Метеорологии» – Краснодарский и Приморский края, а также Иркутская, Московская, Ростовская и Тульская области.
Опыт Росгидромета показывает, что когда отраслевой ссуз переходит в ведение Минобрнауки России, к сожалению, начинают работать чисто рыночные механизмы и уже через несколько лет такой ссуз трудно узнать, т.к. основной задачей его руководства становится введение обучения по наиболее востребованным специальностям за счет сокращения приема по основной отраслевой специальности. Так произошло с Майкопским гидрометеорологическим техникумом Росгидромета после передачи его Минобрнауки России. Кроме этого, территориальные органы Росприроднадзора должны оказывать посильную помощь ссузам, готовящим специалистов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Высшее образование
Формирование у обучающихся специальных компетенций в области экологии, а также в сфере защиты окружающей среды предусмотрено в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по специальностям и направлениям подготовки, входящим в следующие укрупненные группы направлений подготовки и специальностей (УГСН): 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», 14.00.00 «Ядерная энергетика и технологии», 15.00.00 «Машиностроение», 24.00.00 «Авиационная и ракетно-космическая техника», 25.00.00 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники», 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта», 18.00.00 «Химические технологии», 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство».
ФГОС ВО по программам бакалавриата и по программам магистратуры в рамках некоторых направлений подготовки (специальностям), (например, «Международные отношения», «Торговое дело», «Государственное и муниципальное управление», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность») предусматривают освоение обучающимися компетенций в области экологического права (организация собственной деятельности с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности; проявление экологической грамотности и использование базовых профессиональных знаний в жизненных ситуациях; овладение навыками сохранения и содействия обеспечению окружающей среды, умение соблюдать правила безопасности жизнедеятельности и др.).
Во все ФГОС ВО включено требование обязательного изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая направлена, в том числе, на формирование способности обучающихся действовать в условиях катастроф природного и техногенного характеров.
В настоящее время подготовка специалистов в области экологии и охраны окружающей среды осуществляется в рамках следующих направлений подготовки высшего образования по программам:
– бакалавриата: 05.03.06 «Экология и природопользование», 20.03.01 «Техносферная безопасность», 20.03.02 «Природообустройство и водопользование»;
– магистратуры: 05.04.06 «Экология и природопользование», 20.04.01 «Техносферная безопасность», 20.04.02 «Природообустройство и водопользование»;
– специалитета – 20.05.01 «Пожарная безопасность»;
– подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре: 19.06.01 «Промышленная экология и биотехнологии», 20.06.01 «Техносферная безопасность».
В настоящее время в 269 вузах осуществляется подготовка кадров в области экологии и охраны окружающей среды в рамках указанных направлений подготовки, из них: 197 находятся в ведении Минобрнауки России, 35 – Минсельхоза России. Кроме того, в подготовке кадров для данной сферы участвуют вузы Правительства Российской Федерации, Росавиации, Росрыболовства, Росморречфлота, Росжелдора, а также негосударственные образовательные организации и вузы, подведомственные субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления.
В настоящее время в рамках обозначенных направлений в соответствии с ФГОС всего обучается 72,5 тыс. человек, из них: по программам бакалавриата обучается 60,1 тыс. человек, по программам специалитета – 5,9 тыс. человек, по программам магистратуры – 6,4 тыс. человек.
Около 70% обучается на бюджете (38,9 тыс. студентов-очников и 9,5 тыс. студентов-вечерников и студентов-заочников).
Преимущественно подготовка кадров в области экологии и охраны окружающей среды осуществляется в вузах Минобрнауки России – обучается 69,9% студентов от общей доли обучающихся в рамках данных направлений подготовки. В вузах Минсельхоза России обучается 17,8% студентов.
Минобрнауки России количественно обеспечивает подготовку кадров в области экологии, а также в сфере защиты окружающей среды.
С 2013 г. Минобрнауки России реализует новые принципы распределения контрольных цифр приема (КЦП), учитывающие потребности российской экономики в высококвалифицированных кадрах.
В формировании объемов и структуры КЦП активно участвуют ключевые работодатели субъектов Российской Федерации и центры ответственности (заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и объединения работодателей). Они направляют в Минобрнауки России свои предложения по объемам и структуре КЦП с учетом потребности экономики в кадрах и возможностей региональной образовательной сети.
Центрами ответственности за формирование объемов и структуры КЦП по УГСН 05.00.00 «Науки о земле» являются Минобрнауки России, Минсельхоз России, Рослесхоз и Ассоциация классических университетов России, по УГСН 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство» – Минобрнауки России, Минсельхоз России и МЧС России.
Минобрнауки России совместно с федеральными учебно-методическими объединениями в системе высшего образования и с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводит работу по актуализации ФГОС ВО и сопряжению их с профессиональными стандартами. Так, в 2015 г. утверждено и зарегистрировано в Минюсте России 5 ФГОС ВО в области экологии и охраны окружающей среды, из них: 1 – по программам бакалавриата, 1 – по программам специалитета, 3 – по программам магистратуры.
Направление «Экология и природопользование». В соответствии с принятым в 1994 г. первым Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования экологическое образование разделилось на два направления: фундаментальное – «Экология и природопользование» и техническое – «Защита окружающей среды». С 1994 и до 2013 гг. контроль за открытием в вузах страны подготовки студентов по направлению «Экология и природопользование» и методическую поддержку этих программ осуществлял Учебно-методический совет (УМС) по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию (председатель – академик РАН Н.С. Касимов). В дальнейшем открытие подготовки в вузах по данному направлению стало осуществляться непосредственно Минобрнауки России, а вхождение вузов в УМС стало добровольным.
По данным УМС по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию число российских вузов, ведущих подготовку по фундаментальным экологическим специальностям («Экология», «Природопользование», «Геоэкология») и направлению «Экология и природопользование» постоянно росло (рис. 2).
Так, в 1995 г. таких вузов было всего 12, в 2004 г. – уже 139, а в 2009 г. – 148. С этого момента число вузов в стране стало сокращаться в связи с их объединением, что отразилось и на подготовке экологов. В 2011 г. число вузов, ведущих подготовку по направлению «Экология и природопользование», сократилось до 129 (в 2012 г. – 128 вузов). В 2015 г. УМС по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию преобразован в УМС по направлению «Экология и природопользование» Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по укрупненной группе специальностей и направлений (УГСН) «Науки о Земле» и в его составе осталось только 105 вузов.
УМС по экологии и устойчивому развитию в соответствии с ГОС ВПО второго поколения (дата принятия 10.03.2000 г.) до 2014 г. осуществлял методическую поддержку трем специальностям – «Экология», «Природопользование», «Геоэкология», а также направлению подготовки бакалавриата и магистратуры «Экология и природопользование». Среди специальностей наибольшую популярность получили две – «экология» и «природопользование» (рис. 3).
Причем в вузах России доминировала подготовка студентов по специальностям над бакалавриатом.
С утверждением Минобрнауки России ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «Экология и природопользование» (бакалавриат – приказ № 795 от 22.12.2009 г., магистратура – приказ № 243 от 29.03.2010 г.) профессиональная экологическая подготовка студентов стала возможной только в рамках бакалавриата и магистратуры. Поэтому резко возросло число вузов, реализующих соответствующие программы. В 2015 г. по данным Минобрнауки России 268 вузов осуществляли подготовку по направлению бакалавриата «Экология и природопользование» и 92 вуза по данному направлению магистратуры (рис. 4).
С 2012 по 2015 гг. в несколько раза увеличилось число вузов, открывших подготовку по направлению бакалавриата и магистратуры 022000 «Экология и природопользование». Одновременно реализуется и второе направление профессионального экологического образования – техническое 280200 «Защита окружающей среды». Однако в 2015 г. число вузов, которые вели подготовку бакалавров по направлению «Защита окружающей среды» (75 вузов) было в 2,5 раза меньше, чем по направлению «Экология и природопользование» (268 вузов).
Программы высшего профессионального экологического образования открыты в вузах России практически повсеместно – от Калининграда до Сахалина. Но наибольшее число вузов, реализующих данную подготовку находится преимущественно в г. Москве и г. Санкт-Петербурге. Так, по направлению «Экология и природопользование» бакалавриат открыт в 18 вузах г. Москвы, в 9 вузах г. Санкт-Петербурга, в 9 вузах Тюменской области и 8 вузах Краснодарского края, в остальных регионах их значительно меньше (рис. 5).
Рис. 5. Количество вузов по субъектам РФ, готовящим специалистов по направлению «Экология и природопользование» (по состоянию на 01.01.2016 г.)
Направление бакалавриата «Защита окружающей среды» реализуется в 12 вузах г. Москвы, 6 вузах г. Санкт-Петербурга, 5 вузах Республики Башкортостан, в остальных значительно меньше.
В высшем профессиональном экологическом образовании по направлению «Экология и природопользование» наиболее актуальными в настоящее время являются две проблемы. Во-первых, большая часть вузов, открывших в 2013-2015 гг. подготовку по направлению «Экология и природопользование» не вошла в состав УМС по направлению «Экология и природопользование» ФУМО по УГСН «Науки о Земле», что может негативно отразиться на качестве реализации в них образовательных программ, так как они не получают централизованную методическую помощь и поддержку. Во-вторых, для дальнейшего совершенствования содержания профессиональной подготовки экологов необходима разработка профессионального стандарта «Эколог-природопользователь».
Переподготовка и повышение квалификации
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в области охраны окружающей среды ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности в 2015 г. осуществлялись в 51 субъекте Российской Федерации.
Пять субъектов РФ – Республика Адыгея, Орловская, Омская, Свердловская области и Ямало-Ненецкий АО – в 2015 г. в данном мероприятии не участвовали, в том числе из-за сокращения финансирования.
Прошли обучение и повышение квалификации более 1 тыс. госслужащих природоохранных ведомств 33 субъектов Российской Федерации (табл. 1).
Таблица 1
Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих природоохранных ведомств субъектов РФ в 2015 г.
Субъект РФ |
Число слушателей |
Хабаровский край |
245 |
Пензенская обл. |
121 |
Ханты-Мансийский АО |
100 |
Респ. Марий Эл |
67 |
Респ Саха (Якутия) |
47 |
Кемеровская обл. |
37 |
Респ. Башкортостан |
35 |
Карачаево-Черкесская Респ. |
30 |
Тамбовская обл. |
29 |
Челябинская обл. |
27 |
Вологодская обл. |
23 |
Респ. Коми |
22 |
Тверская обл. |
20 |
Алтайский край |
19 |
Липецкая обл. |
17 |
Ростовская обл. |
15 |
Респ. Хакасия |
15 |
Новгородская обл. |
14 |
Респ. Бурятия |
14 |
Ставропольский край |
14 |
Владимирская обл. |
12 |
Кабардино-Балкарская Респ. |
11 |
Кировская обл. |
10 |
Мурманская обл. |
10 |
Респ. Калмыкия |
10 |
Удмуртская Респ. |
8 |
Волгоградская обл. |
7 |
Пермский край |
7 |
Сахалинская обл. |
7 |
Астраханская обл. |
5 |
Брянская обл. |
5 |
Самарская обл. |
4 |
Респ. Северная Осетия-Алания |
2 |
Ежегодно проводится обучение служащих в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности в следующих субъектах Российской Федерации: республики Алтай, Крым, Чувашия, Краснодарский край, Амурская, Архангельская, Ивановская, Костромская, Курская, Ленинградская, Оренбургская, Смоленская, Ульяновская, Ярославская области, гг. Санкт-Петербург и Севастополь.
В 2015 г. в Республике Крым утверждена госпрограмма «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2015-2017 гг., в рамках которой предусмотрена организация и проведение экологических конференций, семинаров, форумов на базе «Учебно-научного центра республики по экологии и природным ресурсам».
В г. Севастополе проведено мероприятие по повышению квалификации на тему «Правовое регулирование изучения, использования и охраны недр».
Во многих регионах повышение квалификации проводится на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по дополнительной профессиональной программе «Устойчивое развитие региона и реализация государственной политики в области экологического развития» (Владимирская обл.), по программе «Особенности реализации административного и уголовного права в сфере охраны, контроля и надзора за использованием животного мира» (Кемеровская обл.), по программе «Государственное управление природопользованием» (Ленинградская обл.) и др.
В Республике Коми проведено обучение специалистов, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), на базе Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова по программе: «Административные процедуры контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды».
В Алтайском крае основной базой для повышения квалификации и переподготовки специалистов управления лесами Алтайского края является Бийский техникум лесного хозяйства. Кроме того, набирает темпы по подготовке специалистов лесной отрасли Алтайский государственный аграрный университет. Также на повышение квалификации направлены специалисты в ФАУ «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области лесного хозяйства Сибири и Дальнего Востока» (г. Дивногорск, Красноярский край).
В Хабаровском крае повышение квалификации кадров в области охраны окружающей среды и природопользования по вопросам экологической безопасности и переподготовку осуществляли на базе Тихоокеанского государственного университета.
В Астраханской области повышение квалификации осуществлялось во Всероссийском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (г. Пушкино, Московская обл.) по программе «Государственное управление лесами».
Сотрудники Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области профессиональную переподготовку и повышение квалификации проходили в рамках подпрограммы «Развитие системы государственной гражданской службы» государственной программы «Совершенствование системы государственного управления и государственная поддержка развития местного самоуправления в Новгородской области на 2014-2017 годы».
В Смоленской области сформирована система профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности, к которой относятся филиал Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске, Центр подготовки и переподготовки «ИНФОРМЭЛЕКТРО», частные учреждения дополнительного профессионального образования – учебный центр «Профессионал» и «ТехноКадры».
Е.В. КОЛЕСОВА, начальник Эколого-просветительского центра «Воробьевы горы», председатель центральной Предметно-методической комиссии по экологии Всероссийской олимпиады школьников, чл.-корр. РЭА, к.пед.н.
Л.В. ПОПОВА, д.пед.н., вед.н.с. Музея Землеведения МГУ
Н.Г. РЫБАЛЬСКИЙ, д.б.н., проф., директор НИА-Природа, Первый вице-президент Росэкоакадемии.
Опубликовано на национальном портале «Природа России» 24 августа 2016 года.
Источник: http://www.priroda.ru/reviews/detail.php?ID=11455&SECTION_ID=
![]() ![]() |
Всего комментариев: 0 | |