08.12.2016
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

 

 

 

 

 

Начало статьи: http://ecoznay.ru/publ/ehkologicheskoe_obrazovanie_v_rossii/1-1-0-685

 

Среднее специальное образование

В техникумах и колледжах ведется подготовка по специальностям 280201 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, 280711 – Рациональное использование природохозяйственных комплексов и 280704 – Природоохранное обустройство территорий.

По специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» готовят в 43 техникумах и колледжах на базе основного общего образования и в 28 – на базе среднего общего образования. Больше всего техникумов и колледжей по данной специальности в Свердловской области – 4, в Москве таких средних специальных учебных заведений (ссузов) 3, также как и в Иркутской области. Три ссуза в Алтайском крае, Нижегородской и Новосибирской областях готовят  специалистов исключительно на базе среднего общего образования.

По специальности «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» готовят специалистов в 43 ссузах на базе основного общего образования и в 18 – на базе среднего общего образования. По три таких ссуза находятся в Москве, Мос-
ковской, Иркутской, Воронежской, Свердловской областях, Краснодарском крае и Республике Дагестан. В четырех ссузах принимают абитуриентов только на базе среднего общего образования – Алтайский и Приморский края, а также Нижегородская и Омская области.

По специальности «Природоохранное обустройство территорий» в стране имеется всего 6 ссузов, расположенных в Санкт-Петербурге, Воронежской, Новгородской, Саратовской и Челябинской областях, а также в Приморском крае. Причем ссуз в Воронежской области принимает исключительно после окончания средней школы.

Кроме перечисленных трех основных специальностей два ссуза готовят специалистов по «Гидрологии»(Иркутская и Ростовская области), а также 6 по «Метеорологии» – Краснодарский и Приморский края, а также Иркутская, Московская, Ростовская и Тульская области.

Опыт Росгидромета показывает, что когда отраслевой ссуз переходит в ведение Минобрнауки России, к сожалению, начинают работать чисто рыночные механизмы и уже через несколько лет такой ссуз трудно узнать, т.к. основной задачей его руководства становится введение обучения по наиболее востребованным специальностям за счет сокращения приема по основной отраслевой специальности. Так произошло с Майкопским гидрометеорологическим техникумом Росгидромета после передачи его Минобрнауки России. Кроме этого, территориальные органы Росприроднадзора должны оказывать посильную помощь ссузам, готовящим специалистов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

 

Высшее образование

Формирование у обучающихся специальных компетенций в области экологии, а также в сфере защиты окружающей среды предусмотрено в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по специальностям и направлениям подготовки, входящим в следующие укрупненные группы направлений подготовки и специальностей (УГСН): 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», 14.00.00 «Ядерная энергетика и технологии», 15.00.00 «Машиностроение», 24.00.00 «Авиационная и ракетно-космическая техника», 25.00.00 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники», 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта», 18.00.00 «Химические технологии», 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство».

ФГОС ВО по программам бакалавриата и по программам магистратуры в рамках некоторых направлений подготовки (специальностям), (например, «Международные отношения», «Торговое дело», «Государственное и муниципальное управление», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность») предусматривают освоение обучающимися компетенций в области экологического права (организация собственной деятельности с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности; проявление экологической грамотности и использование базовых профессиональных знаний в жизненных ситуациях; овладение навыками сохранения и содействия обеспечению окружающей среды, умение соблюдать правила безопасности жизнедеятельности и др.).

Во все ФГОС ВО включено требование обязательного изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая направлена, в том числе, на формирование способности обучающихся действовать в условиях катастроф природного и техногенного характеров.

В настоящее время подготовка специалистов в области экологии и охраны окружающей среды осуществляется в рамках следующих направлений подготовки высшего образования по программам:

– бакалавриата: 05.03.06 «Экология и природопользование», 20.03.01 «Техносферная безопасность», 20.03.02 «Природообустройство и водопользование»;

– магистратуры: 05.04.06 «Экология и природопользование», 20.04.01 «Техносферная безопасность», 20.04.02 «Природообустройство и водопользование»;

– специалитета – 20.05.01 «Пожарная безопасность»;

– подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре: 19.06.01 «Промышленная экология и биотехнологии», 20.06.01 «Техносферная безопасность».

В настоящее время в 269 вузах осуществляется подготовка кадров в области экологии и охраны окружающей среды в рамках указанных направлений подготовки, из них: 197 находятся в ведении Минобрнауки России, 35 – Минсельхоза России. Кроме того, в подготовке кадров для данной сферы участвуют вузы Правительства Российской Федерации, Росавиации, Росрыболовства, Росморречфлота, Росжелдора, а также негосударственные образовательные организации и вузы, подведомственные субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления.

В настоящее время в рамках обозначенных направлений в соответствии с ФГОС всего обучается 72,5 тыс. человек, из них: по программам бакалавриата обучается 60,1 тыс. человек, по программам специалитета – 5,9 тыс. человек, по программам магистратуры – 6,4 тыс. человек.

Около 70% обучается на бюджете (38,9 тыс. студентов-очников и 9,5 тыс. студентов-вечерников и студентов-заочников).

Преимущественно подготовка кадров в области экологии и охраны окружающей среды осуществляется в вузах Минобрнауки России – обучается 69,9% студентов от общей доли обучающихся в рамках данных направлений подготовки. В вузах Минсельхоза России обучается 17,8% студентов.

Минобрнауки России количественно обеспечивает подготовку кадров в области экологии, а также в сфере защиты окружающей среды.

С 2013 г. Минобрнауки России реализует новые принципы распределения контрольных цифр приема (КЦП), учитывающие потребности российской экономики в высококвалифицированных кадрах.

В формировании объемов и структуры КЦП активно участвуют ключевые работодатели субъектов Российской Федерации и центры ответственности (заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и объединения работодателей). Они направляют в Минобрнауки России свои предложения по объемам и структуре КЦП с учетом потребности экономики в кадрах и возможностей региональной образовательной сети.

Центрами ответственности за формирование объемов и структуры КЦП по УГСН 05.00.00 «Науки о земле» являются Минобрнауки России, Минсельхоз России, Рослесхоз и Ассоциация классических университетов России, по УГСН 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство» – Минобрнауки России, Минсельхоз России и МЧС России.

Минобрнауки России совместно с федеральными учебно-методическими объединениями в системе высшего образования и с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводит работу по актуализации ФГОС ВО и сопряжению их с профессиональными стандартами. Так, в 2015 г. утверждено и зарегистрировано в Минюсте России 5 ФГОС ВО в области экологии и охраны окружающей среды, из них: 1 – по программам бакалавриата, 1 – по программам специалитета, 3 – по программам магистратуры.

Направление «Экология и природопользование». В соответствии с принятым в 1994 г. первым Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования экологическое образование разделилось на два направления: фундаментальное – «Экология и природопользование» и техническое – «Защита окружающей среды». С 1994 и до 2013 гг. контроль за открытием в вузах страны подготовки студентов по направлению «Экология и природопользование» и методическую поддержку этих программ осуществлял Учебно-методический совет (УМС) по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию (председатель – академик РАН Н.С. Касимов). В дальнейшем открытие подготовки в вузах по данному направлению стало осуществляться непосредственно Минобрнауки России, а вхождение вузов в УМС стало добровольным.

По данным УМС по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию число российских вузов, ведущих подготовку по фундаментальным экологическим специальностям («Экология», «Природопользование», «Геоэкология») и направлению «Экология и природопользование» постоянно росло (рис. 2).

Так, в 1995 г. таких вузов было всего 12, в 2004 г. – уже 139, а в 2009 г. – 148. С этого момента число вузов в стране стало сокращаться в связи с их объединением, что отразилось и на подготовке экологов. В 2011 г. число вузов, ведущих подготовку по направлению «Экология и природопользование», сократилось до 129 (в 2012 г. – 128 вузов). В 2015 г. УМС по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию преобразован в УМС по направлению «Экология и природопользование» Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по укрупненной группе специальностей и направлений (УГСН) «Науки о Земле» и в его составе осталось только 105 вузов.

УМС по экологии и устойчивому развитию в соответствии с ГОС ВПО второго поколения (дата принятия 10.03.2000 г.) до 2014 г. осуществлял  методическую поддержку трем специальностям – «Экология», «Природопользование», «Геоэкология», а также направлению подготовки бакалавриата и магистратуры «Экология и природопользование». Среди специальностей наибольшую популярность получили две – «экология» и «природопользование» (рис. 3).

Причем в вузах России доминировала подготовка студентов по специальностям над бакалавриатом.

С утверждением Минобрнауки России ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «Экология и природопользование» (бакалавриат – приказ № 795 от 22.12.2009 г., магистратура – приказ № 243 от 29.03.2010 г.) профессиональная экологическая подготовка студентов стала возможной только в рамках бакалавриата и магистратуры. Поэтому резко возросло число вузов, реализующих соответствующие программы. В 2015 г. по данным Минобрнауки России 268 вузов осуществляли подготовку по направлению бакалавриата «Экология и природопользование» и 92 вуза по данному направлению магистратуры (рис. 4).

С 2012 по 2015 гг. в несколько раза увеличилось число вузов, открывших подготовку по направлению бакалавриата и магистратуры 022000 «Экология и природопользование». Одновременно реализуется и второе направление профессионального экологического образования – техническое 280200 «Защита окружающей среды». Однако в 2015 г. число вузов, которые вели подготовку бакалавров по направлению «Защита окружающей среды» (75 вузов) было в 2,5 раза меньше, чем по направлению «Экология и природопользование» (268 вузов).

Программы высшего профессионального экологического образования открыты в вузах России практически повсеместно – от Калининграда до Сахалина. Но наибольшее число вузов, реализующих данную подготовку  находится преимущественно в г. Москве и г. Санкт-Петербурге. Так, по направлению «Экология и природопользование»  бакалавриат открыт в 18 вузах г. Москвы, в 9 вузах г. Санкт-Петербурга, в 9 вузах Тюменской области и 8 вузах Краснодарского края, в остальных регионах их значительно меньше (рис. 5).

Рис. 5. Количество вузов по субъектам РФ, готовящим специалистов по направлению «Экология и природопользование» (по состоянию на 01.01.2016 г.)

 

Направление бакалавриата «Защита окружающей среды» реализуется в 12 вузах г. Москвы, 6 вузах г. Санкт-Петербурга, 5 вузах Республики Башкортостан, в остальных значительно меньше.

В высшем профессиональном экологическом образовании по направлению «Экология и природопользование» наиболее актуальными в настоящее время являются две проблемы. Во-первых, большая часть вузов, открывших в 2013-2015 гг. подготовку по направлению «Экология и природопользование» не вошла в состав УМС по направлению «Экология и природопользование» ФУМО по УГСН «Науки о Земле», что может негативно отразиться на качестве реализации в них образовательных программ, так как они не получают централизованную методическую помощь и поддержку. Во-вторых, для дальнейшего совершенствования содержания профессиональной подготовки экологов необходима разработка профессионального стандарта «Эколог-природопользователь».

 

Переподготовка и повышение квалификации

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в области охраны окружающей среды ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности в 2015 г. осуществлялись в 51 субъекте Российской Федерации.

Пять субъектов РФ – Республика Адыгея, Орловская, Омская, Свердловская области и Ямало-Ненецкий АО – в 2015 г. в данном мероприятии не участвовали, в том числе из-за сокращения финансирования.

Прошли обучение и повышение квалификации более 1 тыс. госслужащих природоохранных ведомств 33 субъектов Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1

Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих природоохранных ведомств субъектов РФ в 2015 г.

 

Субъект РФ

Число слушателей

Хабаровский край

245

Пензенская обл.

121

Ханты-Мансийский АО

100

Респ. Марий Эл

67

Респ Саха (Якутия)

47

Кемеровская обл.

37

Респ. Башкортостан

35

Карачаево-Черкесская Респ.

30

Тамбовская обл.

29

Челябинская обл.

27

Вологодская обл.

23

Респ. Коми

22

Тверская обл.

20

Алтайский край

19

Липецкая обл.

17

Ростовская обл.

15

Респ. Хакасия

15

Новгородская обл.

14

Респ. Бурятия

14

Ставропольский край

14

Владимирская обл.

12

Кабардино-Балкарская Респ.

11

Кировская обл.

10

Мурманская обл.

10

Респ. Калмыкия

10

Удмуртская Респ.

8

Волгоградская обл.

7

Пермский край

7

Сахалинская обл.

7

Астраханская обл.

5

Брянская обл.

5

Самарская обл.

4

Респ. Северная Осетия-Алания

2

 

 

Ежегодно проводится обучение служащих в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности в следующих субъектах Российской Федерации: республики Алтай, Крым, Чувашия, Краснодарский край, Амурская, Архангельская, Ивановская, Костромская, Курская, Ленинградская, Оренбургская, Смоленская, Ульяновская, Ярославская области, гг. Санкт-Петербург и Севастополь.

В 2015 г. в Республике Крым утверждена госпрограмма «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2015-2017 гг., в рамках которой предусмотрена организация и проведение экологических конференций, семинаров, форумов на базе «Учебно-научного центра республики по экологии и природным ресурсам».

В г. Севастополе проведено мероприятие по повышению квалификации на тему «Правовое регулирование изучения, использования и охраны недр».

Во многих регионах повышение квалификации проводится на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по дополнительной профессиональной программе «Устойчивое развитие региона и реализация государственной политики в области экологического развития» (Владимирская обл.), по программе «Особенности реализации административного и уголовного права в сфере охраны, контроля и надзора за использованием животного мира» (Кемеровская обл.), по программе «Государственное управление природопользованием» (Ленинградская обл.) и др.

В Республике Коми проведено обучение специалистов, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), на базе Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова по программе: «Административные процедуры контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды».

В Алтайском крае основной базой для повышения квалификации и переподготовки специалистов управления лесами Алтайского края является Бийский техникум лесного хозяйства. Кроме того, набирает темпы по подготовке специалистов лесной отрасли Алтайский государственный аграрный университет. Также на повышение квалификации направлены специалисты в ФАУ «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области лесного хозяйства Сибири и Дальнего Востока» (г. Дивногорск, Красноярский край).

В Хабаровском крае повышение квалификации кадров в области охраны окружающей среды и природопользования по вопросам экологической безопасности и переподготовку осуществляли на базе Тихоокеанского государственного университета.

В Астраханской области повышение квалификации осуществлялось во Всероссийском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (г. Пушкино, Московская обл.) по программе «Государственное управление лесами».

Сотрудники Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области профессиональную переподготовку и повышение квалификации проходили в рамках подпрограммы «Развитие системы государственной гражданской службы» государственной программы «Совершенствование системы государственного управления и государственная поддержка развития местного самоуправления в Новгородской области на 2014-2017 годы».

В Смоленской области сформирована система профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности, к которой относятся филиал Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске, Центр подготовки и переподготовки «ИНФОРМЭЛЕКТРО», частные учреждения дополнительного профессионального образования – учебный центр «Профессионал» и «ТехноКадры».

Е.В. КОЛЕСОВА, начальник Эколого-просветительского центра «Воробьевы горы», председатель центральной Предметно-методической комиссии по экологии Всероссийской олимпиады школьников, чл.-корр. РЭА, к.пед.н.

Л.В. ПОПОВА, д.пед.н., вед.н.с. Музея Землеведения МГУ

Н.Г. РЫБАЛЬСКИЙ, д.б.н., проф., директор НИА-Природа, Первый вице-президент Росэкоакадемии.

 

Опубликовано на национальном портале «Природа России» 24 августа 2016 года.

 

Источник: http://www.priroda.ru/reviews/detail.php?ID=11455&SECTION_ID=

Статьи / 781 / Искандер-ака / Теги: Россия, экологическое образование / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2021.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта