Статья написана в рамках подготовки научно-информационных и информационно-аналитических материалов для проекта Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». При его подготовке были использованы материалы Минобрнауки России.
В соответствии со ст. 71 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов.
В 12 регионах действуют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры (в частности, в республиках Дагестан и Башкортостан, Саха (Якутия), Приморском и Камчатском краях, Ульяновской, Ивановской, Костромской, Волгоградской, Тюменской, Иркутской областях, Ханты-Мансийском АО). В 60 субъектах РФ приняты постановления администраций, касающиеся вопросов экообразования.
Общеобразовательные организации
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы образовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Дошкольное образование. Что касается дошкольного образования, то во ФГОС, практически, нет никакого упоминания об экологии, однако в ряде программ дошкольного образования («Мир открытий», «От рождения до школы», «Истоки») выделены подразделы, связанные с экологическим образованием. В отдельных образовательных организациях реализуются авторские программы экологического воспитания, направленные на познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Определенные затруднения связаны и с новыми СанПиНами, которые ограничивают возможности контактов дошкольников с живой природой. Традиционно детские сады имели хорошо озелененные территории, что способствовало не только ознакомлению детей с природой, но и укреплению их здоровья. Сейчас наблюдается другая тенденция. Участки многих новых детских садов представляют собой площадки с синтетическим покрытием, пластиковым оборудованием и единичными растениями. Экообразование детей невозможно без их общения с миром природы. Объединение детских садов со школами, с одной стороны, способствует преемственности в реализации непрерывного экообразования, а с другой – руководство школ не всегда осознает возможности дошкольных отделений в этой сфере.
Приведем в качестве примера работу по экологическому дошкольному образованию в г. Москве. В 2015 г. воспитанники 650 дошкольных образовательных организаций города активно знакомились с окружающей природной средой, приобретали экологические знания, необходимые для жизни в современном городе, в ходе реализации парциальных программ и технологий, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста: «Наш дом – природа», «Юный эколог», «Зеленая тропинка», «Росинка» и др.
Во все большем количестве ДОУ ежегодно отмечаются экологические праздники, в том числе День Земли, создаются «экологические паспорта» детских садов, которые помогают оценить, как качество окружающей среды учреждения, так и его возможности в области экообразования. Эти паспорта являются неофициальными документами и направлены, прежде всего, на изменение мышления педагогов, детей и родителей. В то же время «экологический паспорт» помогает ДОУ оценить свой потенциал в области экообразования и наметить перспективы развития. Поддержка «экологических паспортов» детских садов на официальном уровне позволит зародить в столице движение «Зелёных детских садов».
Однако если сравнивать современную ситуацию в целом по стране с предыдущими годами, то придётся констатировать, что в настоящее время экологическому образованию уделяется меньше внимания, чем раньше:
– за последние три года в детских садах упразднены должности педагогов-экологов, закрываются экологические комплексы, экологические комнаты, зимние сады, уголки природы, лаборатории, которые имели полнофункциональное значение (не только экологическое образование, но и психологическая разгрузка, познавательное, эмоциональное развитие ребёнка и т.п.);
– организуется гораздо меньше, чем в предыдущие годы, мероприятий, связанных с экологической тематикой (конференций, круглых столов, семинаров, тематических недель и т.п.);
– закрыты экспериментальные площадки и ресурсный центр, которые являлись центрами распространения инновационных идей в области экологического образования дошкольников.
Школьное образование. Начальное общее образование (1-4 классы) – предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» является обязательной. Изучение учебных предметов направлено на освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; одна из задач изучения окружающего мира – формирование уважительного отношения к населённому пункту, региону, России и природе.
Основное общее образование (5-9 классы) и среднее общее образование (10-11 классы) – предметные области «Естественнонаучные предметы» и «Общественнонаучные предметы» ориентированы на овладение учащимися экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды. Содержание естественнонаучных предметов направлено на воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с частью 9 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, включены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, таких как:
– осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
– ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
В требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования сказано, что «программа должна содержать описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся».
В старшей школе (стандарт среднего полного общего образования) предусмотрена возможность изучения экологии как самостоятельного предмета (базовый уровень) как предмета по выбору.
В 2015 г. начальная школа полностью перешла на ФГОС, и начался переход на ФГОС средней школы. В 2020 г. образовательные организации страны должны полностью перейти на ФГОС.
Согласно данным Межрегиональной ассоциации образования и просвещения по экологии и устойчивому развитию, экологическое образование реализуется в отдельных общеобразовательных организациях страны фрагментарно в основном в дополнительном образовании – факультативные и элективные учебные курсы и внеурочная деятельность. Существует проблема подготовленности педагогов в сфере экообразования.
Для системной оценки состояния экологичес-
кого образования (и реализации ФГОС) необходимо регулярно проводить мониторинг экообразования в образовательных организациях России, однако, в настоящее время такой мониторинг не проводится.
Дополнительное образование детей
Основная деятельность по экообразованию и воспитанию ведётся не в рамках ФГОС или школьных курсов, а в рамках внеурочной деятельности, которая на настоящее время, практически не поддаётся учёту и систематизации. Экообразование в этих учреждениях реализуется преимущественно в следующих формах:
– по дополнительным образовательным программам эколого-биологической направленности;
– в системе массовых экологических мероприятий для обучающихся;
– в рамках каникулярных кампаний, включающих в себя экологические экспедиции, походы.
Использование потенциала дополнительного естественнонаучного образования детей является важной составной частью государственной политики в области охраны окружающей среды.
В соответствии с формой федерального статнаблюдения № 1-ДО на конец 2015 г. в сфере дополнительного образования детей функционировало 219 организаций эколого-биологической направленности, в которых занималось 206616 детей.
Федеральным детским эколого-биологическим центром Минобрнауки России в 2015 г. в рамках Всероссийского экологического фестиваля детей и молодежи «Земле жить!» были проведены следующие мероприятия:
– Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды (при поддержке Минприроды России);
– Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (при поддержке Минприроды России);
– Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» под девизом «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам» (совместно с Рослесхозом);
– Всероссийский конкурс «Юннат» (совместно с Минсельхозом России);
– Всероссийский слет юных экологов;
– Всероссийский слет школьных лесничеств (при поддержке Рослесхоза);
– Всероссийская специализированная экологическая смена для победителей и призёров.
Участвуя в мероприятиях Экофестиваля, учащиеся осуществляли актуальные направления экомониторинга такие как, биоиндикация загрязнения воздушной среды; оценка пожарного состояния лесов; изучение последствий пожаров для лесных экосистем; изучение состояния локальных популяций редких и охраняемых видов растений и животных, нахождение новых местообитаний «краснокнижных» видов; анализ степени загрязнения рек и водоёмов, родников; оценка качества воды; влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека; мониторинг в лесных экосистемах.
Таким образом, дополнительное естественнонаучное образование детей вносит существенный вклад в региональные экологические исследования, профессиональную ориентацию и допрофессиональную подготовку будущих специалистов в области экологии, охраны природы и природопользования.
В настоящее время наблюдается тенденция объединения эколого-биологических центров с организациями дополнительного образования других направлений. Однако практика показывает, что такое объединение негативно сказывается на системе дополнительного экологического образования.
Организации дополнительного образования детей естественной направленности позволяют выявлять, развивать и поддерживать талантливых, заинтересованных в экологическом образовании детей. В большинстве регионов России созданы центры по работе с одарёнными детьми, где школьников готовят к различным интеллектуальным соревнованиям, и прежде всего, к всероссийской олимпиаде школьников по 24 предметам, в том числе и по экологии.
Всероссийская олимпиада школьников по экологии
Ежегодно (с 1994 г.) Минобрнауки России проводит Всероссийскую олимпиаду школьников по экологии. Олимпиада проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. В школьном этапе принимают участие школьники 5-11 классов, в муниципальном – 7-11 классов, в региональном и заключительном – 9-11 классов.
По данным Центра организационно-методического сопровождения работы с одаренными школьниками, в 2015 г. в школьном и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников по экологии принимали участие десятки тысяч школьников. В региональном этапе олимпиады по экологии приняло участие 4017 человек (в 2014 г. – 3985), практически из всех субъектов РФ, кроме Чеченской Республики, Владимирской области и Чукотского АО. Если посмотреть на рис. 1, то видно, что последние 6 лет количество субъектов РФ не проводивших региональный этап Олимпиады по экологии сократился более, чем в 3,5 раза.
Больше всего школьников участвовало в региональном этапе Олимпиады в Москве (340), Самарской (166), Московской (123) и Челябинской (121) областях, в Санкт-Петербурге (117), республиках Мордовия (114) и Татарстан (105), а также в Тульской области (106) и Ставропольском крае (97).
В заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2015 г., которая проходила в г. Смоленске, приняли участие 223 школьника из 57 регионов. Самую представительную команду школьников привезла Москва – 49 человек. Она же набрала и самое большое количество наград и призов – 18 юных москвичей стали победителями и призерами Олимпиады. Но если посмотреть в процентном отношении, то окажется, что лучше всего выступили школьники из Кировской области – все 5 участников были удостоены призов и наград, и Санкт-Петербурга (4 из 4), а также ребята из Чувашской Республики (10 из 11), республик Татарстан (11 из 13) и Башкортостан (6 из 10). Также неплохо выступили представители Новгородской (3 из 5), Волгоградской (3 из 4) и Свердловской (4 из 7) областей.
Опубликовано на национальном портале «Природа России» 24 августа 2016 года.
Источник: http://www.priroda.ru/reviews/detail.php?ID=11455&SECTION_ID=
Окончание статьи: http://ecoznay.ru/publ/ehkologicheskoe_obrazovanie_v_rossii/1-1-0-686
![]() ![]() |
Всего комментариев: 0 | |