03.03.2016
Экологи страны готовятся к Году экологии в России
26 февраля с.г. в Калининграде состоялось заседание Федерального экологического совета (ФЭС) при Минприроды РФ. Среди 150 участников Федерального экологического совета были представители из различных субъектов РФ: Москвы, Петербурга, Ленинградской, Калужской, Калининградской и других областей, а также республик; Пермского, Хабаровского, Краснодарского краёв.
Основным ответственным лицом от принимающей стороны выступал национальный парк «Куршская коса».
На заседании ФЭС руководители Минприроды РФ, Росприроднадзора, Рослесхоза, Росгидромета, Росводресурсов, ВНИИ «Экология» проинформировали представителей субъектов РФ о планируемых мерах по минимизации накопленного ущерба, ликвидации «горячих точек», повышению качества мониторинга охраны окружающей среды, сохранению и восстановлению водных ресурсов. Основной целью заседания ФЭС было обсуждение Плана основных мероприятий в рамках Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий (ООПТ). «Указ Президента о проведении в 2017 году Года экологии подписан в январе, и сейчас формируются планы мероприятий. «Мы решили начать обсуждение этой темы с самого западного региона России и будем постепенно двигаться дальше, рассматривать с субъектами федерации то, что требует внимания», — заявил министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской.
1. Директор Департамента государственной политики и регулирования в области охраны окружающей среды Минприроды России Дмитрий Беланович на заседании Федерального экологического совета (ФЭС) начал выступление с зачитывания приветствия С.Е. Донского, в котором указывалось, что «Экология является важнейшим национальным приоритетом. И наша с вами задача — обеспечить исполнение поставленных Президентом РФ задач по привлечению внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранению биологического разнообразия и обеспечению экологической безопасности. Год экологии — это ответственность и для бизнеса, и для федеральной и региональной власти. Год принесет дополнительные возможности и стимулы, возможности для перехода на более эффективную модель управления. А для «экологических двоечников» он станет временем диктатуры природоохранного законодательства. Главным результатом Года экологии должны стать реальные дела, программы, проекты и инициативы, эффект от которых будет ощутим как в масштабах отдельных городов и регионов, так и масштабах всей нашей страны».
На сегодняшний день Минприроды России собрано более 1200 предложений о проведении мероприятий в Год экологии со всех регионов РФ. При этом принятые планы мероприятий Года ООПТ планируется интегрировать в планы Года экологии — это позволит не дублировать решения, а сконцентрироваться на реальной работе.
В рамках своего выступления Д. Беланович также обозначил приоритетные направления года Экологии в России. Он пояснил, что с 2017 г. вступает в силу ряд экологических новаций: «Речь, прежде всего, о новых нормах закона «Об отходах», регулировании выбросов и сбросов, внедрении наилучших доступных технологий. Решения по этим и другим вопросам приняты, теперь нужно добиться их эффективного исполнения — активно вести разъяснительную работу с юридическими лицами и населением, поддерживать тех, кто активно включается в работу».
— В области обращения с отходами важная цель — стимулирование программы ответственного отношения к бытовым и промышленным отходам. В планах Минприроды России — проведение Всероссийского совещания по переработке промышленных отходов, разработка мер государственной поддержки проектов по раздельному сбору мусора, а также проведение Всероссийской конференции по ликвидации накопленного экологического ущерба прошлых лет и рекультивации загрязненных территорий. Большой блок работы связан с внедрением наилучших доступных технологий. По словам Д.М.Белановича, главная задача государства и на федеральном, и на региональном уровнях поддержать предприятия, которые в непростой экономической ситуации вкладываются в современные экологичные технологии, добиваются снижения негативного воздействия на окружающую среду.
— Кроме того, в 2016 и 2017 гг. Минприроды России продолжит работу по совершенствованию законодательства в части усиления административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды, в частности, в Лесной кодекс.
— Большой блок работы связан с внедрением наилучших доступных технологий. По словам Д. Белановича, главная задача государства и на федеральном, и на региональном уровнях поддержать предприятия, которые в непростой экономической ситуации вкладываются в современные экологичные технологии, добиваются снижения негативного воздействия на окружающую среду.
— Еще одна ключевая тема Года экологии — сохранение биоразнообразия. В проект плана основных мероприятий войдет значительное число проектов в этой сфере: как международного и федерального уровня, так и региональных. Особо будут выделены проекты по сплошному учету краснокнижных животных и реинтродукции их в естественную среду обитания.
— Значительное число мероприятий планируется в области сохранения и восстановления лесных и водных ресурсов. Наиболее крупные из них — Всероссийские акции «Нашим рекам и озерам — Чистые берега» и «Дерево России».
Он также подчеркнул, что для Минприроды России, общественных экологических организаций и социально-ответственного бизнеса Год экологии начинается не 1 января 2017 года — он проходит уже сейчас. В апреле 2016 г. в г. Москва по инициативе Минприроды России и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.09.2015 №1924-р. пройдет международная выставка-форум «Экотех».
Главная цель Экотеха — поддержать экологическую стратегию государства. Он призван стать главной площадкой, на которой будут представлены лучшие технологии, наиболее эффективные проекты и решения, которые направлены на экологизацию экономики России.
«Мы планируем проводить Экотех ежегодно, а у первой выставки будет конкретная задача — стать общенациональной витриной проектов Года экологии: ярко и наглядно показать, как мы готовимся, чего хотим добиться, какие мероприятия планируются на федеральном и на региональном уровне, какие проекты получат господдержку. Для субъектов РФ Экотех станет отличной возможностью привлечь внимание к своим инициативам, идеям и планам», — резюмировал Д. Беланович.
2. Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Всеволод Степаницкий обозначил в своем выступлении основные проблемы развития системы ООПТ в регионах России и сохранения биологического разнообразия.
По словам В. Степаницкого, для того чтобы обеспечить экологическую связность местообитаний (причем не в ущерб социально-экономическому развитию регионов), российские ООПТ, в соответствии с мировой практикой, целесообразно объединить в экологические сети. Классические ООПТ в них могут стать узловыми элементами, сохраняя наиболее ценные и уязвимые местообитания. На прилегающих территориях и маршрутах миграций могут быть установлены более мягкие ограничения природопользования постоянного или сезонного характера.
«Экологические коридоры, как правило, покрывают устоявшиеся пути миграций птиц и крупных млекопитающих. В первую очередь, необходимо взять под особую охрану сохранившиеся участки старовозрастных и реликтовых лесов (таких, каких ленточные боры), болотных массивов, степных и лесостепных участков, местообитаний редких видов животных и растений, миграционных путей и мест сезонной концентрации зверей и птиц, ключевых орнитологических территорий», — пояснил В. Степаницкий.
К числу актуальных проблем, затрудняющих эффективное управление региональными сетями ООПТ, также относится недостаточность правового регулирования развития региональных ООПТ на федеральном уровне. В частности, это касается вопросов памятников природы (их в России — около 8,5 тыс.). Среди существующих проблем — нечеткое изложение процедуры создания, избыточность правоудостоверяющих документов (положение, паспорт, охранное обязательство), отсутствие четко узаконенной возможности предоставления занятых памятниками природы земельных участков в постоянное (бессрочное) пользования региональных государственных учреждений, уполномоченных осуществлять управление памятниками природы и др.
По словам В. Степаницкого, необходимо также предусмотреть возможность установления законами субъектов РФ ограничений на посещение территорий природных парков, а также возможность установления платности их посещения в целях туризма, порядок определения и взимания такой платы, для чего внести в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» соответствующие дополнения.
Кроме того, назрела необходимость формирования единой утвержденной методической базы и серии рекомендаций для регионов по ряду вопросов. В их числе — принципы формирования региональных сетей ООПТ, процедура их создания, определение границ, целей, задач и режимов особой охраны ООПТ, механизмов управления, поддержки ООПТ, использование их потенциала в целях развития познавательного туризма, экологического просвещения и образования, научных исследований и экологического мониторинга.
В. Степаницкий также отметил, что на сегодняшний день в России практически отсутствует возможность повышения квалификации работников региональных органов власти и подведомственных им учреждений в сфере ООПТ. По его словам, крайне важно наладить систему обмена опытом, в том числе — изучение руководителями и специалистами региональных дирекций ООПТ опыта работы «передовых» региональных дирекций ООПТ и ряда федеральных учреждений, развивать практику ознакомительных поездок и стажировок.
На сегодняшний день в России более 13 000 ООПТ различных категорий, их общая площадь составляет 207 млн га — 11,4 % всей площади России.
В 56 регионах России созданы и функционируют государственные учреждения, осуществляющие управление сетями ООПТ (либо отдельными ООПТ, например природными парками).
Основу географической сети ООПТ образуют:
103 государственных природных заповедника, общей площадью 34 млн га;
48 национальных парков, общей площадью 14 млн га;
64 федеральных заказника, общей площадью 12 млн га;
64 природных парка, площадью 14 млн га;
2300 региональных заказников, общей площадью 47 млн га;
8360 памятников природы (включая 17 федеральных), общей площадью 3 млн га;
2360 иных ООПТ регионального и местного значения, общей площадью 82 млн га.
В России распределение и плотность ООПТ в разрезе субъектов РФ варьирует. Достигли и превысили искомый мировой уровень (17% площади региона):
Город Севастополь — 30,4%
Республика Саха (Якутия) — 29,8%
Кабардино-Балкарская Республика — 26,6%
Республика Алтай — 26,3%
Карачаево-Черкесская Республика — 26,0%
Республика Ингушетия — 23,9%
Приморский край — 21,0%
Чеченская Республика — 20,3%
Республика Северная Осетия-Алания — 19,8%
Астраханская область — 17,7%
3. «Ситуация с распространением африканской чумы свиней находится под контролем», — сообщил директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России Сергей Будилин.
С. Будилин проинформировал участников мероприятия о вопросах сохранения дикого кабана и мерах по предотвращению распространения африканской чумы свиней на территории РФ.
На сегодняшний день, по данным Россельхознадзора, в России зафиксировано 9 случаев выявления вируса африканской чумы свиней (АЧС) среди домашних свиней (Пензенская область и Республика Крым) и 3 случая выявления вируса АЧС среди диких кабанов (Новгородская и Рязанская области).
По словам С.Будилина, в целях предотвращения распространения АЧС на территории РФ органами исполнительной власти субъектов РФ выполняется План организационных и специальных мероприятий и рекомендации Минприроды России о мерах по предотвращению АЧС среди диких кабанов. В их числе — мониторинг и регулирование численности кабана, обязательный анализ проб, поддержание оптимальных параметров плотности животных на территориях, где выявлен вирус, и сопредельных территориях, а также информирование населения.
Напомним, в 2015 г. на территории РФ было выявлено 43 случая вируса АЧС.
Случаи АЧС на ООПТ федерального значения в 2015 г. были отмечены в Окском государственном природном биосферном заповеднике Рязанской области (6 особей кабана), государственном природном заповеднике «Калужские засеки» Калужской области (2 особи кабана).
Меры, предпринятые субъектами РФ по снижению миграционной активности диких кабанов и проведению эффективного мониторинга охотничьих угодий и иных территорий, позволили в 2015 г. сократить количество случаев АЧС в популяции дикого кабана по отношению к 2014 г. Субъектами РФ в 2015 г. активно исполнялись рекомендации Минприроды России о мерах по предотвращению АЧС среди диких кабанов (осуществлялись мероприятия по снижению численности популяции кабана).
В целом, по оценке С. Будилина, количество случаев АЧС в дикой фауне имеет устойчивую тенденцию к снижению. С 2007 г. зафиксировано 369 случаев АЧС в популяции дикого кабана, что составляет 45% от общего количества случаев и свидетельствует о том, что дикий кабан не является первопричиной распространения.
По информации Россельхознадзора, прогноз развития эпизоотической ситуации с АЧС в целом предполагается как неблагоприятный. Прежде всего, обострение ситуации связано с распространением вируса среди домашних свиней.
Возможные направления неблагоприятного развития ситуации — расширение ареала заболевания в субъектах Центрального и Приволжского федеральных округов, а также регионов, имеющих общую границу с Эстонией, Беларусью, Украиной. В связи с этим усилен контроль и мониторинг с приграничными территориями других государств. Так, в Смоленской области на территориях, приграничных с Республикой Беларусь, в 2015 г. добыто 511 особей кабана, в Псковской области — 60 особей, в Калининградской области в приграничных территориях плотность дикого кабана снижена до 2 особей на 1000 га.
В зоне риска также есть регионы, где ожидается или ведется масштабное строительство свиноводческих комплексов.
«В целях своевременного реагирования на угрозу возникновения и распространения АЧС среди диких кабанов субъектам РФ необходимо незамедлительно предоставлять в Минприроды России информацию о случаях выявления положительных проб на АЧС с указанием количества животных, а также места обнаружения или добычи кабана, включая населенный пункт, район», — подчеркнул С. Будилин.
Кроме того, с целью скорейшего обнаружения вируса АЧС на территории субъектов РФ, необходимо обеспечить 100% отбор проб патологического материала не только от павших диких кабанов, но и от диких кабанов, отстрелянных в рамках спортивной и любительской охоты, а также регулирования численности.
По мнению С. Будилина, в субъектах РФ следует исключить принятие таких мер, как полное истребление кабана, а также обеспечить надлежащий уровень мониторинга как охотничьих угодий с целью выявления павших кабанов, так и несанкционированных захоронений погибших домашних свиней.
Африканская чума свиней (АЧС) — сложноустроенный, высокомутабельный вирус, устойчивый во внешней среде с преимущественно летальным исходом инфицированного животного. Поражает домашних свиней и диких кабанов. Вакцин против этого вируса в настоящее время не существует.
Вирус появился в нашей стране в 2007 г., предположительно был занесен с территории Грузии, в дикой фауне впервые проявился в Шатойском ущелье Чеченской Республики.
Хронология и география распространения АЧС свидетельствуют о быстром переносе вируса. Распространение АЧС имеет исключительно антропогенный характер и является следствием неконтролируемого перемещения инфицированных объектов преимущественно вдоль развитых автомагистралей.
Заражение чаще всего происходит при прямом контакте с инфицированными свиньями (в том числе и с дикими кабанами), а также заносе заболевания с инфицированными кормами, необеззараженными продуктами убоя больных свиней, транспортом, обслуживающим персоналом, предметами ухода, несанкционированными захоронениями больных свиней в лесной зоне и т.д.
4. Заместитель руководителя Росприроднадзора А.М. Амирханов выступил с докладом «Улучшение состояния территорий особого контроля («горячих точек»)». В частности, он отметил, что Росприроднадзором в инициативном порядке был подготовлен реестр по объемам накопленного экологического ущерба в сфере размещения отходов. На территории страны было определено 743 объекта экологического ущерба. 55,6% из них — это свалки твердых бытовых отходов, образованные в результате прошлой хозяйственной деятельности, которые сейчас заброшены, а виновные в причинении ущерба не могут быть установлены и привлечены к ответственности. По оценкам эксперта, на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью, в 2014 году проживало порядка 17,5 тысяч человек. Еще ряд «горячих точек» были определены в рамках международных соглашений. Это точки Баренцева региона и региона Балтийского моря. Эти территории и предприятия находятся на особом контроле Росприроднадзора и его территориальных органов. Их число постепенно сокращается. В частности, в результате действий федеральных и региональных органов властииз числа «горячих точек» Баренцева листа были исключены 9 точек (7 полностью и 2 частично).
«Росприроднадзор в текущем году определил в качестве приоритета надзор за использованием стратегического водного объекта страны — озера Байкал», — заявил Амирхан Амирханов. По его словам, в последние годы статистика фиксирует снижение негативного воздействия на Байкальскую природную территорию по всем компонентам — выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросам загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, количеству образовавшихся отходов. Однако в то же время остается немало тревожных симптомов. Сегодня особый акцент в работе Федеральной службы делается на эффективном взаимодействии с природоохранными и правоохранительными органами всех уровней, а также с общественными организациями и жителями региона. По мнению Амирхана Амирханова, решению задач по обеспечению экологической безопасности Байкальской природной территории могло бы поспособствовать создание общественного экологического контроля и системы экологического краудсорсинга, в рамках которой общественные деятели могли бы сообщать о выявленных нарушениях и делиться своими идеями.
Обзор подготовлен с использованием материалов сайта www.mnr.gov.ru.
Вероника ТАРБАЕВА,
д.б.н., профессор, член-кореспондент РАЕН, академик РЭА,
председатель Межрегиональной общественной организации «Природоохранный союз»,
член Общественного совета сетевого ресурса экологического просвещения «ЭКО.ЗНАЙ».
Основным ответственным лицом от принимающей стороны выступал национальный парк «Куршская коса».
На заседании ФЭС руководители Минприроды РФ, Росприроднадзора, Рослесхоза, Росгидромета, Росводресурсов, ВНИИ «Экология» проинформировали представителей субъектов РФ о планируемых мерах по минимизации накопленного ущерба, ликвидации «горячих точек», повышению качества мониторинга охраны окружающей среды, сохранению и восстановлению водных ресурсов. Основной целью заседания ФЭС было обсуждение Плана основных мероприятий в рамках Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий (ООПТ). «Указ Президента о проведении в 2017 году Года экологии подписан в январе, и сейчас формируются планы мероприятий. «Мы решили начать обсуждение этой темы с самого западного региона России и будем постепенно двигаться дальше, рассматривать с субъектами федерации то, что требует внимания», — заявил министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской.
1. Директор Департамента государственной политики и регулирования в области охраны окружающей среды Минприроды России Дмитрий Беланович на заседании Федерального экологического совета (ФЭС) начал выступление с зачитывания приветствия С.Е. Донского, в котором указывалось, что «Экология является важнейшим национальным приоритетом. И наша с вами задача — обеспечить исполнение поставленных Президентом РФ задач по привлечению внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранению биологического разнообразия и обеспечению экологической безопасности. Год экологии — это ответственность и для бизнеса, и для федеральной и региональной власти. Год принесет дополнительные возможности и стимулы, возможности для перехода на более эффективную модель управления. А для «экологических двоечников» он станет временем диктатуры природоохранного законодательства. Главным результатом Года экологии должны стать реальные дела, программы, проекты и инициативы, эффект от которых будет ощутим как в масштабах отдельных городов и регионов, так и масштабах всей нашей страны».
На сегодняшний день Минприроды России собрано более 1200 предложений о проведении мероприятий в Год экологии со всех регионов РФ. При этом принятые планы мероприятий Года ООПТ планируется интегрировать в планы Года экологии — это позволит не дублировать решения, а сконцентрироваться на реальной работе.
В рамках своего выступления Д. Беланович также обозначил приоритетные направления года Экологии в России. Он пояснил, что с 2017 г. вступает в силу ряд экологических новаций: «Речь, прежде всего, о новых нормах закона «Об отходах», регулировании выбросов и сбросов, внедрении наилучших доступных технологий. Решения по этим и другим вопросам приняты, теперь нужно добиться их эффективного исполнения — активно вести разъяснительную работу с юридическими лицами и населением, поддерживать тех, кто активно включается в работу».
— В области обращения с отходами важная цель — стимулирование программы ответственного отношения к бытовым и промышленным отходам. В планах Минприроды России — проведение Всероссийского совещания по переработке промышленных отходов, разработка мер государственной поддержки проектов по раздельному сбору мусора, а также проведение Всероссийской конференции по ликвидации накопленного экологического ущерба прошлых лет и рекультивации загрязненных территорий. Большой блок работы связан с внедрением наилучших доступных технологий. По словам Д.М.Белановича, главная задача государства и на федеральном, и на региональном уровнях поддержать предприятия, которые в непростой экономической ситуации вкладываются в современные экологичные технологии, добиваются снижения негативного воздействия на окружающую среду.
— Кроме того, в 2016 и 2017 гг. Минприроды России продолжит работу по совершенствованию законодательства в части усиления административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды, в частности, в Лесной кодекс.
— Большой блок работы связан с внедрением наилучших доступных технологий. По словам Д. Белановича, главная задача государства и на федеральном, и на региональном уровнях поддержать предприятия, которые в непростой экономической ситуации вкладываются в современные экологичные технологии, добиваются снижения негативного воздействия на окружающую среду.
— Еще одна ключевая тема Года экологии — сохранение биоразнообразия. В проект плана основных мероприятий войдет значительное число проектов в этой сфере: как международного и федерального уровня, так и региональных. Особо будут выделены проекты по сплошному учету краснокнижных животных и реинтродукции их в естественную среду обитания.
— Значительное число мероприятий планируется в области сохранения и восстановления лесных и водных ресурсов. Наиболее крупные из них — Всероссийские акции «Нашим рекам и озерам — Чистые берега» и «Дерево России».
Он также подчеркнул, что для Минприроды России, общественных экологических организаций и социально-ответственного бизнеса Год экологии начинается не 1 января 2017 года — он проходит уже сейчас. В апреле 2016 г. в г. Москва по инициативе Минприроды России и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.09.2015 №1924-р. пройдет международная выставка-форум «Экотех».
Главная цель Экотеха — поддержать экологическую стратегию государства. Он призван стать главной площадкой, на которой будут представлены лучшие технологии, наиболее эффективные проекты и решения, которые направлены на экологизацию экономики России.
«Мы планируем проводить Экотех ежегодно, а у первой выставки будет конкретная задача — стать общенациональной витриной проектов Года экологии: ярко и наглядно показать, как мы готовимся, чего хотим добиться, какие мероприятия планируются на федеральном и на региональном уровне, какие проекты получат господдержку. Для субъектов РФ Экотех станет отличной возможностью привлечь внимание к своим инициативам, идеям и планам», — резюмировал Д. Беланович.
2. Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Всеволод Степаницкий обозначил в своем выступлении основные проблемы развития системы ООПТ в регионах России и сохранения биологического разнообразия.
По словам В. Степаницкого, для того чтобы обеспечить экологическую связность местообитаний (причем не в ущерб социально-экономическому развитию регионов), российские ООПТ, в соответствии с мировой практикой, целесообразно объединить в экологические сети. Классические ООПТ в них могут стать узловыми элементами, сохраняя наиболее ценные и уязвимые местообитания. На прилегающих территориях и маршрутах миграций могут быть установлены более мягкие ограничения природопользования постоянного или сезонного характера.
«Экологические коридоры, как правило, покрывают устоявшиеся пути миграций птиц и крупных млекопитающих. В первую очередь, необходимо взять под особую охрану сохранившиеся участки старовозрастных и реликтовых лесов (таких, каких ленточные боры), болотных массивов, степных и лесостепных участков, местообитаний редких видов животных и растений, миграционных путей и мест сезонной концентрации зверей и птиц, ключевых орнитологических территорий», — пояснил В. Степаницкий.
К числу актуальных проблем, затрудняющих эффективное управление региональными сетями ООПТ, также относится недостаточность правового регулирования развития региональных ООПТ на федеральном уровне. В частности, это касается вопросов памятников природы (их в России — около 8,5 тыс.). Среди существующих проблем — нечеткое изложение процедуры создания, избыточность правоудостоверяющих документов (положение, паспорт, охранное обязательство), отсутствие четко узаконенной возможности предоставления занятых памятниками природы земельных участков в постоянное (бессрочное) пользования региональных государственных учреждений, уполномоченных осуществлять управление памятниками природы и др.
По словам В. Степаницкого, необходимо также предусмотреть возможность установления законами субъектов РФ ограничений на посещение территорий природных парков, а также возможность установления платности их посещения в целях туризма, порядок определения и взимания такой платы, для чего внести в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» соответствующие дополнения.
Кроме того, назрела необходимость формирования единой утвержденной методической базы и серии рекомендаций для регионов по ряду вопросов. В их числе — принципы формирования региональных сетей ООПТ, процедура их создания, определение границ, целей, задач и режимов особой охраны ООПТ, механизмов управления, поддержки ООПТ, использование их потенциала в целях развития познавательного туризма, экологического просвещения и образования, научных исследований и экологического мониторинга.
В. Степаницкий также отметил, что на сегодняшний день в России практически отсутствует возможность повышения квалификации работников региональных органов власти и подведомственных им учреждений в сфере ООПТ. По его словам, крайне важно наладить систему обмена опытом, в том числе — изучение руководителями и специалистами региональных дирекций ООПТ опыта работы «передовых» региональных дирекций ООПТ и ряда федеральных учреждений, развивать практику ознакомительных поездок и стажировок.
На сегодняшний день в России более 13 000 ООПТ различных категорий, их общая площадь составляет 207 млн га — 11,4 % всей площади России.
В 56 регионах России созданы и функционируют государственные учреждения, осуществляющие управление сетями ООПТ (либо отдельными ООПТ, например природными парками).
Основу географической сети ООПТ образуют:
103 государственных природных заповедника, общей площадью 34 млн га;
48 национальных парков, общей площадью 14 млн га;
64 федеральных заказника, общей площадью 12 млн га;
64 природных парка, площадью 14 млн га;
2300 региональных заказников, общей площадью 47 млн га;
8360 памятников природы (включая 17 федеральных), общей площадью 3 млн га;
2360 иных ООПТ регионального и местного значения, общей площадью 82 млн га.
В России распределение и плотность ООПТ в разрезе субъектов РФ варьирует. Достигли и превысили искомый мировой уровень (17% площади региона):
Город Севастополь — 30,4%
Республика Саха (Якутия) — 29,8%
Кабардино-Балкарская Республика — 26,6%
Республика Алтай — 26,3%
Карачаево-Черкесская Республика — 26,0%
Республика Ингушетия — 23,9%
Приморский край — 21,0%
Чеченская Республика — 20,3%
Республика Северная Осетия-Алания — 19,8%
Астраханская область — 17,7%
3. «Ситуация с распространением африканской чумы свиней находится под контролем», — сообщил директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России Сергей Будилин.
С. Будилин проинформировал участников мероприятия о вопросах сохранения дикого кабана и мерах по предотвращению распространения африканской чумы свиней на территории РФ.
На сегодняшний день, по данным Россельхознадзора, в России зафиксировано 9 случаев выявления вируса африканской чумы свиней (АЧС) среди домашних свиней (Пензенская область и Республика Крым) и 3 случая выявления вируса АЧС среди диких кабанов (Новгородская и Рязанская области).
По словам С.Будилина, в целях предотвращения распространения АЧС на территории РФ органами исполнительной власти субъектов РФ выполняется План организационных и специальных мероприятий и рекомендации Минприроды России о мерах по предотвращению АЧС среди диких кабанов. В их числе — мониторинг и регулирование численности кабана, обязательный анализ проб, поддержание оптимальных параметров плотности животных на территориях, где выявлен вирус, и сопредельных территориях, а также информирование населения.
Напомним, в 2015 г. на территории РФ было выявлено 43 случая вируса АЧС.
Случаи АЧС на ООПТ федерального значения в 2015 г. были отмечены в Окском государственном природном биосферном заповеднике Рязанской области (6 особей кабана), государственном природном заповеднике «Калужские засеки» Калужской области (2 особи кабана).
Меры, предпринятые субъектами РФ по снижению миграционной активности диких кабанов и проведению эффективного мониторинга охотничьих угодий и иных территорий, позволили в 2015 г. сократить количество случаев АЧС в популяции дикого кабана по отношению к 2014 г. Субъектами РФ в 2015 г. активно исполнялись рекомендации Минприроды России о мерах по предотвращению АЧС среди диких кабанов (осуществлялись мероприятия по снижению численности популяции кабана).
В целом, по оценке С. Будилина, количество случаев АЧС в дикой фауне имеет устойчивую тенденцию к снижению. С 2007 г. зафиксировано 369 случаев АЧС в популяции дикого кабана, что составляет 45% от общего количества случаев и свидетельствует о том, что дикий кабан не является первопричиной распространения.
По информации Россельхознадзора, прогноз развития эпизоотической ситуации с АЧС в целом предполагается как неблагоприятный. Прежде всего, обострение ситуации связано с распространением вируса среди домашних свиней.
Возможные направления неблагоприятного развития ситуации — расширение ареала заболевания в субъектах Центрального и Приволжского федеральных округов, а также регионов, имеющих общую границу с Эстонией, Беларусью, Украиной. В связи с этим усилен контроль и мониторинг с приграничными территориями других государств. Так, в Смоленской области на территориях, приграничных с Республикой Беларусь, в 2015 г. добыто 511 особей кабана, в Псковской области — 60 особей, в Калининградской области в приграничных территориях плотность дикого кабана снижена до 2 особей на 1000 га.
В зоне риска также есть регионы, где ожидается или ведется масштабное строительство свиноводческих комплексов.
«В целях своевременного реагирования на угрозу возникновения и распространения АЧС среди диких кабанов субъектам РФ необходимо незамедлительно предоставлять в Минприроды России информацию о случаях выявления положительных проб на АЧС с указанием количества животных, а также места обнаружения или добычи кабана, включая населенный пункт, район», — подчеркнул С. Будилин.
Кроме того, с целью скорейшего обнаружения вируса АЧС на территории субъектов РФ, необходимо обеспечить 100% отбор проб патологического материала не только от павших диких кабанов, но и от диких кабанов, отстрелянных в рамках спортивной и любительской охоты, а также регулирования численности.
По мнению С. Будилина, в субъектах РФ следует исключить принятие таких мер, как полное истребление кабана, а также обеспечить надлежащий уровень мониторинга как охотничьих угодий с целью выявления павших кабанов, так и несанкционированных захоронений погибших домашних свиней.
Африканская чума свиней (АЧС) — сложноустроенный, высокомутабельный вирус, устойчивый во внешней среде с преимущественно летальным исходом инфицированного животного. Поражает домашних свиней и диких кабанов. Вакцин против этого вируса в настоящее время не существует.
Вирус появился в нашей стране в 2007 г., предположительно был занесен с территории Грузии, в дикой фауне впервые проявился в Шатойском ущелье Чеченской Республики.
Хронология и география распространения АЧС свидетельствуют о быстром переносе вируса. Распространение АЧС имеет исключительно антропогенный характер и является следствием неконтролируемого перемещения инфицированных объектов преимущественно вдоль развитых автомагистралей.
Заражение чаще всего происходит при прямом контакте с инфицированными свиньями (в том числе и с дикими кабанами), а также заносе заболевания с инфицированными кормами, необеззараженными продуктами убоя больных свиней, транспортом, обслуживающим персоналом, предметами ухода, несанкционированными захоронениями больных свиней в лесной зоне и т.д.
4. Заместитель руководителя Росприроднадзора А.М. Амирханов выступил с докладом «Улучшение состояния территорий особого контроля («горячих точек»)». В частности, он отметил, что Росприроднадзором в инициативном порядке был подготовлен реестр по объемам накопленного экологического ущерба в сфере размещения отходов. На территории страны было определено 743 объекта экологического ущерба. 55,6% из них — это свалки твердых бытовых отходов, образованные в результате прошлой хозяйственной деятельности, которые сейчас заброшены, а виновные в причинении ущерба не могут быть установлены и привлечены к ответственности. По оценкам эксперта, на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью, в 2014 году проживало порядка 17,5 тысяч человек. Еще ряд «горячих точек» были определены в рамках международных соглашений. Это точки Баренцева региона и региона Балтийского моря. Эти территории и предприятия находятся на особом контроле Росприроднадзора и его территориальных органов. Их число постепенно сокращается. В частности, в результате действий федеральных и региональных органов властииз числа «горячих точек» Баренцева листа были исключены 9 точек (7 полностью и 2 частично).
«Росприроднадзор в текущем году определил в качестве приоритета надзор за использованием стратегического водного объекта страны — озера Байкал», — заявил Амирхан Амирханов. По его словам, в последние годы статистика фиксирует снижение негативного воздействия на Байкальскую природную территорию по всем компонентам — выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросам загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, количеству образовавшихся отходов. Однако в то же время остается немало тревожных симптомов. Сегодня особый акцент в работе Федеральной службы делается на эффективном взаимодействии с природоохранными и правоохранительными органами всех уровней, а также с общественными организациями и жителями региона. По мнению Амирхана Амирханова, решению задач по обеспечению экологической безопасности Байкальской природной территории могло бы поспособствовать создание общественного экологического контроля и системы экологического краудсорсинга, в рамках которой общественные деятели могли бы сообщать о выявленных нарушениях и делиться своими идеями.
Обзор подготовлен с использованием материалов сайта www.mnr.gov.ru.
Вероника ТАРБАЕВА,
д.б.н., профессор, член-кореспондент РАЕН, академик РЭА,
председатель Межрегиональной общественной организации «Природоохранный союз»,
член Общественного совета сетевого ресурса экологического просвещения «ЭКО.ЗНАЙ».
![]() ![]() |
Всего комментариев: 0 | |