17.04.2016
Алматы все больше напоминает зону экологического бедствия
Качество алматинского воздуха и хрупкость экосистемы Алматы давно и серьезно волнуют общественность, но, судя по ситуации, ухудшающейся год от года, не особо волнуют власти. О причинах плачевного состояния окружающей среды в крупнейшем городе Казахстана говорится каждый день, но почему ничего не меняется?
Автомобиль как источник болезни
В конце 2008 года алматинцев обрадовало сообщение: в город будет запрещен въезд грузовых автомашин. Об этом в ходе рабочей поездки в Алматы сообщил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Глава государства также призвал жителей южной столицы следить за чистотой города и проявить инициативу по улучшению его экологии.
Нурсултан Абишевич также отметил, что основным источником загрязнения атмосферного воздуха Алматы является именно автомобильный транспорт. Потому что его считать промышленным городом нельзя, поскольку в мегаполисе нет крупных промышленных объектов, загрязняющих атмосферу. Имеются ТЭЦ, но в них почти все котлы переведены на газ.
Тогда как на сегодняшний день (данные на январь 2016 года) в Алматы зарегистрировано более 550 тысяч единиц автомобильного транспорта, а если учесть транзитные автомобили, их получается 800 тысяч. Естественно, дорожная сеть города не справляется с этим потоком, и, как следствие, возникают автомобильные пробки, а это непосредственно влияет на состояние атмосферного воздуха.
Кроме того, как это известно и о чем мы писали, существенную роль в загрязнении атмосферного воздуха города играют крайне неблагоприятные метеоусловия Алматы. Город с трех сторон окружен горами. А температурные перепады, которые за счет холодного воздуха с гор должны проветривать город, протекают над городом, опускаются за его пределами — где-то за Алматы-1. Город практически не проветривается.
Причем количество автотранспорта увеличивается ежегодно в среднем на 40 тысяч машин. Согласно информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в среднем при пробеге 15 тысяч километров за год каждый автомобиль сжигает две тонны топлива и около 26-30 тонн воздуха, в том числе 4,5 тонны кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека.
Авто с двигателем средней мощности выбрасывает в атмосферу в год: угарного газа — 700 килограммов, диоксида азота — 40 килограммов, несгоревших углеродов — 230 и твердых веществ — до пяти килограммов. Помимо них в воздух им выбрасывается несколько соединений свинца в случае потребления этилированного бензина.
А теперь вопрос: выполнили ли городские власти указания президента относительно грузового транспорта?
Как все это назвать? Преступлением
Все это так, все это общеизвестно, только детали и цифры обновляются (в самую худшую сторону) каждый год, каждый месяц, каждый год. При этом ситуация ухудшается и ухудшается. Авто становится все больше, а воздуха в городе все меньше. И помимо увеличения числа автомобилей одной из главных причин этого дисбаланса является тоже широко известный фактор — варварская застройка верхней, южной частей города.
Вполне уместно сказать, что против большинства алматинцев совершается самое настоящее преступление с помощью построек, разноэтажных и беспорядочно возведенных южнее проспекта Аль-Фараби, которые перекрыли жителям города в буквальном смысле кислород и чистый горный воздух.
У каждого преступления есть мотив, в данном случае это необузданная алчность сравнительно небольшой горстки обладателей толстых кошельков. Причем обуздать эту алчность неспособны ни закон, ни, как оказывается, даже указания президента государства.
Почему мы говорим именно о преступлении? Да потому, что последствия его — это постоянно возрастающий уровень различных хронических заболеваний у большинства жителей Алматы. Причем «орудия» преступления, то есть эти самые дома, имеют параметры высоты и ширины больше позволенных по нормам, а это соответственно 12 и 15 метров. И расположены эти дома не меридиально, как это предписывает градостроительный регламент, а как раз вдоль параллелей. В нашем случае — аккурат поперек воздушных потоков с гор. Как же все это можно еще назвать?
Мы провели собственное обследование воздушного бассейна города и выяснили, что воздушных рек в Алматы приходит не так и много. Всего четыре из наиболее мощных. Но не так эти реки «широки и глубоки», как это может показаться. Напротив, пропускная способность ущелий ограничена. Если сравнить Алматы с организмом, то эти ущелья, — словно артерии, несут городу жизнь.
Перекрой одну-две — и неизбежны удушье, коллапс и скорая гибель. Развивая эту аналогию, можно сравнить владельцев застройки на горных склонах Алматы с холестериновыми бляшками. Чем их больше и чем они внушительнее, тем выше риск инсульта. Не убрать их — они задушат город, который уже сегодня пребывает в предынфарктном состоянии, потому что все четыре воздушные артерии пережаты.
Наше весьма резкое предположение (или утверждение?) о том, что против города совершается преступление, фактически подтвердил один из ведущих казахстанских экспертов, председатель экологического общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов:
— Да, речь ведь о вопиющих нарушениях, они состоят в том, что сами власти не соблюдают законов. Ими допускается огромное количество нарушений. Ярким примером тому является невыполнение алматинским акиматом в течение десяти лет Закона об особо охраняемых территориях. Согласно ему, должна быть установлена специальная охранная зона Иле-Алатауского национального парка. Власти Алматинской области определили такую зону. Тогда как власти города Алматы до сих пор не придерживаются закона, принятого в 2006 году. Это подтверждено ответами самого акимата на наши запросы.
— Вы согласны с тем, что происходит самый настоящий саботаж распоряжений президента относительно соблюдения экологических норм в Алматы?
— Да, то, о чем говорил президент, обсуждается давно. Возникает вопрос: почему распоряжения главы государства и старые разумные нормы сейчас игнорируются? Почему предгорья активно застраиваются? Ответ один — нет четкой градостроительной политики. Ситуацию усугубляет материальная заинтересованность отдельных чиновников. Еще в советское время рассматривался вопрос о создании выше Аль-Фараби парковой зоны. Зеленой, заполненной садами. Сегодня она полностью отдана под индивидуальную застройку. Президент неоднократно говорил о запрете застройки этих районов. Но действия местных чиновников в этом направлении очень незначительны. Порой кажется, что здесь имеет место некое противостояние местных и центральных властей. Местные позволяют себе то, что в нормальном государстве с централизованным управлением просто недопустимо.
Мы не можем здесь не добавить: градостроительная политика как раз в Алматы есть. И политика эта — строить там, где хотят толстосумы, и строить так, как им вздумается.
Статьи есть и человеки… тоже есть
Почему же все это происходит? Почему жители самого крупного города страны стали заложниками кучки богатых граждан, не желающих считаться с интересами подавляющего большинства?
— Если сравнить эту ситуацию с городами Западной Европы, то там в принятии решений участвует общественность. Сейчас общественные советы начинают создаваться и у нас. Акимат вроде бы начинает понимать важность участия общественности в процессе принятия решений и соблюдения требований законодательства. Посмотрим, что из этого получится...
Другой момент — участие общественности в процессе принятия законов. В законодательстве есть такое право. Но механизмов для этого нет. Поэтому общественные слушания часто превращаются в формальность и их организация теряет всякий смысл.
Но мы позволим себе не согласиться с экспертом. И вот почему. В казахстанском законодательстве уже есть достаточное количество актов, статей, которые позволяют классифицировать происходящие преступления против населения города, совершаемые застройщиком под покровительством чиновников. Можем привести в пример некоторые из них.
Например, по статье 169 УК РК — о массовом уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы, земельных или водных ресурсов, а также совершении иных действий, вызвавших или способных вызвать экологическое бедствие или чрезвычайную экологическую ситуацию, — наказывают лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
По статье 304 УК РК — о нарушении санитарных правил или гигиенических нормативов, повлекших по неосторожности массовое заболевание, заражение, облучение или отравление людей, — наказывают штрафом до двух тысяч МРП либо исправработами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Те же деяния, повлекшие смерть человека, наказываются ограничением либо лишением свободы на срок до пяти лет. В случае смерти двух и более лиц — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Статья 305 УК РК предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. Тоже наш случай, поскольку получить актуальную информацию о состоянии воздушного бассейна Алматы в последние годы стало крайне сложно даже журналистам.
Можно еще приводить и приводить документы, на положения которых вполне уместно опираться, чтобы призвать и чиновников, и владельцев незаконно сооруженных строений к ответу. А вот возможно ли это, об этом мы будем рассказывать в наших будущих исследованиях.
Айдар ЕРМЕКОВ, Константин МАСКАЕВ.
Опубликовано в газете «МК-Казахстан»13 апреля 2016 года.
Источник: http://mk-kz.kz/article....ya.html
Автомобиль как источник болезни
В конце 2008 года алматинцев обрадовало сообщение: в город будет запрещен въезд грузовых автомашин. Об этом в ходе рабочей поездки в Алматы сообщил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Глава государства также призвал жителей южной столицы следить за чистотой города и проявить инициативу по улучшению его экологии.
Нурсултан Абишевич также отметил, что основным источником загрязнения атмосферного воздуха Алматы является именно автомобильный транспорт. Потому что его считать промышленным городом нельзя, поскольку в мегаполисе нет крупных промышленных объектов, загрязняющих атмосферу. Имеются ТЭЦ, но в них почти все котлы переведены на газ.
Тогда как на сегодняшний день (данные на январь 2016 года) в Алматы зарегистрировано более 550 тысяч единиц автомобильного транспорта, а если учесть транзитные автомобили, их получается 800 тысяч. Естественно, дорожная сеть города не справляется с этим потоком, и, как следствие, возникают автомобильные пробки, а это непосредственно влияет на состояние атмосферного воздуха.
Кроме того, как это известно и о чем мы писали, существенную роль в загрязнении атмосферного воздуха города играют крайне неблагоприятные метеоусловия Алматы. Город с трех сторон окружен горами. А температурные перепады, которые за счет холодного воздуха с гор должны проветривать город, протекают над городом, опускаются за его пределами — где-то за Алматы-1. Город практически не проветривается.
Причем количество автотранспорта увеличивается ежегодно в среднем на 40 тысяч машин. Согласно информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в среднем при пробеге 15 тысяч километров за год каждый автомобиль сжигает две тонны топлива и около 26-30 тонн воздуха, в том числе 4,5 тонны кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека.
Авто с двигателем средней мощности выбрасывает в атмосферу в год: угарного газа — 700 килограммов, диоксида азота — 40 килограммов, несгоревших углеродов — 230 и твердых веществ — до пяти килограммов. Помимо них в воздух им выбрасывается несколько соединений свинца в случае потребления этилированного бензина.
А теперь вопрос: выполнили ли городские власти указания президента относительно грузового транспорта?
Как все это назвать? Преступлением
Все это так, все это общеизвестно, только детали и цифры обновляются (в самую худшую сторону) каждый год, каждый месяц, каждый год. При этом ситуация ухудшается и ухудшается. Авто становится все больше, а воздуха в городе все меньше. И помимо увеличения числа автомобилей одной из главных причин этого дисбаланса является тоже широко известный фактор — варварская застройка верхней, южной частей города.
Вполне уместно сказать, что против большинства алматинцев совершается самое настоящее преступление с помощью построек, разноэтажных и беспорядочно возведенных южнее проспекта Аль-Фараби, которые перекрыли жителям города в буквальном смысле кислород и чистый горный воздух.
У каждого преступления есть мотив, в данном случае это необузданная алчность сравнительно небольшой горстки обладателей толстых кошельков. Причем обуздать эту алчность неспособны ни закон, ни, как оказывается, даже указания президента государства.
Почему мы говорим именно о преступлении? Да потому, что последствия его — это постоянно возрастающий уровень различных хронических заболеваний у большинства жителей Алматы. Причем «орудия» преступления, то есть эти самые дома, имеют параметры высоты и ширины больше позволенных по нормам, а это соответственно 12 и 15 метров. И расположены эти дома не меридиально, как это предписывает градостроительный регламент, а как раз вдоль параллелей. В нашем случае — аккурат поперек воздушных потоков с гор. Как же все это можно еще назвать?
Мы провели собственное обследование воздушного бассейна города и выяснили, что воздушных рек в Алматы приходит не так и много. Всего четыре из наиболее мощных. Но не так эти реки «широки и глубоки», как это может показаться. Напротив, пропускная способность ущелий ограничена. Если сравнить Алматы с организмом, то эти ущелья, — словно артерии, несут городу жизнь.
Перекрой одну-две — и неизбежны удушье, коллапс и скорая гибель. Развивая эту аналогию, можно сравнить владельцев застройки на горных склонах Алматы с холестериновыми бляшками. Чем их больше и чем они внушительнее, тем выше риск инсульта. Не убрать их — они задушат город, который уже сегодня пребывает в предынфарктном состоянии, потому что все четыре воздушные артерии пережаты.
Наше весьма резкое предположение (или утверждение?) о том, что против города совершается преступление, фактически подтвердил один из ведущих казахстанских экспертов, председатель экологического общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов:
— Да, речь ведь о вопиющих нарушениях, они состоят в том, что сами власти не соблюдают законов. Ими допускается огромное количество нарушений. Ярким примером тому является невыполнение алматинским акиматом в течение десяти лет Закона об особо охраняемых территориях. Согласно ему, должна быть установлена специальная охранная зона Иле-Алатауского национального парка. Власти Алматинской области определили такую зону. Тогда как власти города Алматы до сих пор не придерживаются закона, принятого в 2006 году. Это подтверждено ответами самого акимата на наши запросы.
— Вы согласны с тем, что происходит самый настоящий саботаж распоряжений президента относительно соблюдения экологических норм в Алматы?
— Да, то, о чем говорил президент, обсуждается давно. Возникает вопрос: почему распоряжения главы государства и старые разумные нормы сейчас игнорируются? Почему предгорья активно застраиваются? Ответ один — нет четкой градостроительной политики. Ситуацию усугубляет материальная заинтересованность отдельных чиновников. Еще в советское время рассматривался вопрос о создании выше Аль-Фараби парковой зоны. Зеленой, заполненной садами. Сегодня она полностью отдана под индивидуальную застройку. Президент неоднократно говорил о запрете застройки этих районов. Но действия местных чиновников в этом направлении очень незначительны. Порой кажется, что здесь имеет место некое противостояние местных и центральных властей. Местные позволяют себе то, что в нормальном государстве с централизованным управлением просто недопустимо.
Мы не можем здесь не добавить: градостроительная политика как раз в Алматы есть. И политика эта — строить там, где хотят толстосумы, и строить так, как им вздумается.
Статьи есть и человеки… тоже есть
Почему же все это происходит? Почему жители самого крупного города страны стали заложниками кучки богатых граждан, не желающих считаться с интересами подавляющего большинства?
— Если сравнить эту ситуацию с городами Западной Европы, то там в принятии решений участвует общественность. Сейчас общественные советы начинают создаваться и у нас. Акимат вроде бы начинает понимать важность участия общественности в процессе принятия решений и соблюдения требований законодательства. Посмотрим, что из этого получится...
Другой момент — участие общественности в процессе принятия законов. В законодательстве есть такое право. Но механизмов для этого нет. Поэтому общественные слушания часто превращаются в формальность и их организация теряет всякий смысл.
Но мы позволим себе не согласиться с экспертом. И вот почему. В казахстанском законодательстве уже есть достаточное количество актов, статей, которые позволяют классифицировать происходящие преступления против населения города, совершаемые застройщиком под покровительством чиновников. Можем привести в пример некоторые из них.
Например, по статье 169 УК РК — о массовом уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы, земельных или водных ресурсов, а также совершении иных действий, вызвавших или способных вызвать экологическое бедствие или чрезвычайную экологическую ситуацию, — наказывают лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
По статье 304 УК РК — о нарушении санитарных правил или гигиенических нормативов, повлекших по неосторожности массовое заболевание, заражение, облучение или отравление людей, — наказывают штрафом до двух тысяч МРП либо исправработами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Те же деяния, повлекшие смерть человека, наказываются ограничением либо лишением свободы на срок до пяти лет. В случае смерти двух и более лиц — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Статья 305 УК РК предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. Тоже наш случай, поскольку получить актуальную информацию о состоянии воздушного бассейна Алматы в последние годы стало крайне сложно даже журналистам.
Можно еще приводить и приводить документы, на положения которых вполне уместно опираться, чтобы призвать и чиновников, и владельцев незаконно сооруженных строений к ответу. А вот возможно ли это, об этом мы будем рассказывать в наших будущих исследованиях.
Айдар ЕРМЕКОВ, Константин МАСКАЕВ.
Опубликовано в газете «МК-Казахстан»13 апреля 2016 года.
Источник: http://mk-kz.kz/article....ya.html
![]() ![]() |
Всего комментариев: 0 | |