Международный проект «Год Эко», посвящённый Году экологии в России, объявленному в 2017 году президентом РФ Владимиром Путиным, завершается. Мы попросили экологических деятелей, активистов, учёных подвести его итоги, откровенно высказаться по поводу достижений и провалов этого всероссийского экологического мероприятия. Присоединиться к обсуждению могут и пользователи ресурса: все суждения, высказанные корректно и по существу, будут опубликованы.
Объём и число высказываний каждого участника не ограничены.
Высказывания участников нашего заочного «круглого стола» будут публиковаться по мере поступления до тех пор, пока поток их не иссякнет.
Виктор ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН — член-корреспондент РАН, директор Института водных проблем РАН, в 1991-1996 гг. — министр охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, в 1996-2000 гг. — председатель Госкомитета РФ по охране окружающей среды, член Общественного совета международного сетевого ресурса экологического просвещения ЭКО.ЗНАЙ.
Виктор Иванович начал с того, что Российская Федерация уже много лет не ратифицирует ряд международных конвенций экологической направленности. Ничего не изменилось и в Год экологии. «За прошедший год никаких сдвигов не произошло. И если в начале года ещё были слышны разговоры, что пора присоединяться к Орхусской конвенции (Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. — Прим. ред.), то к концу года и разговоров этих уже не было слышно. А ведь мы были в пяти минутах от того, чтобы её подписать ещё в 1998 году, когда о ней было объявлено. И только ФСБ, среди всех ведомств, которых это касалось, была против её подписания Россией», — напомнил события почти 20-летней давности Виктор Данилов-Данильян.
«По сравнению с темпами, которые были взяты а 90-е годы, мы очень сильно отстаём в деле развития сети ООПТ. Казалось бы, в год экологии могли хотя бы демонстративно сделать какие-то шаги. Но их не сделали», — посетовал Данилов-Данильян. Будучи директором Института водных проблем РАН, он коснулся хорошо знакомых ему проблем с водой: «Намечалось три больших программы: Волжская, Байкальская и программа по Телецкому озеру, но из трёх к концу года осталась только одна Волжская, остальные заглохли. Да и по Волжской программе идут большие опоздания».
Бывшего министра экологии поражает, что проблему мусора в Год экологии собрались решать на основе строительства мусоросжигающих заводов, действующих по устаревшим технологиям: «Эти заводы занимаются ничем иным, переводом загрязнения земли в загрязнение воздуха. Такая трансформация совершенно не отвечает сегодняшним представлениям о том, как это должно быть». В заключение он посетовал, что экологическая общественность сейчас не такая активная, какой она была во второй половине 80-х годов и в 90-е годы, что она совершенно не вовлекается в государственную деятельность: «Незаметно людей, которые занимались бы вопросами экологии и охраны окружающей среды на госслужбе и были бы экологами по своему мировоззрению, мироощущению, осознанию своей миссии в этом мире и в нашей стране. И подводя итоги года экологии надо понимать, что каждая из неудач в какой-то степени связана с нерешённостью именно этой проблемы», — закончил Виктор Данилов-Данильян.
(Из выступления на пресс-конференции «Итоги Года экологии — успехи и провалы», состоявшейся 11 декабря 2017 г. в Москве, в Центральном доме журналиста.)
Валерий БРИНИХ — эколог, директор Института региональных биологических исследований (Майкоп), член Общественного совета международного сетевого ресурса экологического просвещения ЭКО.ЗНАЙ.
  
Год Экологии оказался не таким уж провальным
По мнению ряда российских экспертов, год прошел не так плохо, как они изначально предполагали.
Всероссийский Год Экологии закончился 31 декабря 2017 года. Его миссия – привлечение внимания к экологическим вопросам и улучшение состояния экологической безопасности страны. По мнению ряда российских экспертов, год прошел не так плохо, как они изначально предполагали.
Конечно, не обошлось без помпезных речей, подписания всевозможных протоколов, марша политиков всех мастей, резко озаботившихся всеми экологическими проблемами сразу, по телевизионным каналам, а также посвящения каждого «чиха» экологической тематике.
Тем не менее, в 2017 было выполнено несколько небольших, но важных проектов, которые не позволили Году Экологии стать провальным.
Конечно, полного краха избежать совсем несложно. Однако в атмосфере, когда государством сделано практически все для уничтожения небольших некоммерческих природоохранных организаций, пытавшихся помочь улучшению экологической обстановки, даже реализация некрупных проектов стоит того, чтобы это отпраздновать.
Эти проекты не попали в федеральный план Года Экологии. Они не стали частью амбициозных планов Кремля по управлению отходами, сохранению биоразнообразия или, например, формированию комитетов по созданию комиссий по изучению этих вопросов – все масштабно, все в духе лучших советских традиций. В любом случае, ничего из этого так и не было выполнено.
Осуществление проектов, о которых пойдет речь, состоялось без пристального внимания федерального Правительства. Большую роль в их выполнении сыграла поддержка регионального правительства, министерств и ведомств, заинтересованных бизнес-структур и экологических организаций, в том числе международного объединения Bellona.
Представляем вам небольшой список проектов, реализации которых в России в прошлом году способствовала Bellona, которая отнеслась в Году Экологии в России более серьезно, чем сам Кремль.
Губа Андреева
Этот небольшой, мало кому известный уголок российской Арктики в 1961 году стал площадкой для хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с атомных подводных лодок СССР. За более чем четверть века советский военно-морской флот накопил на площадке около 22 000 сборок ОЯТ.
ОЯТ свозилось и помещалось на хранение в «мокрые» бассейны Здания №5 без особых раздумий о том, каким образом нужно будет устранять утечки радиации, если они возникнут. А они возникли. В 1982 году хранилище отработавшего ядерного топлива в губе Андреева, теперь известное как Здание №5, «потекло»: радиоактивные вещества в значительных количествах попадали в ручей, который впадает в губу Андреева, и представляли определенные риски загрязнения морской акватории, тем более что это всё находилось всего в 50 км от норвежской границы.
Сотрудники губы Андреева поспешили переместить ОЯТ из протекающего Здания № 5 в три бака сухого хранения, наспех подготовленные для этих целей. Затем данная временная мера, принятая «для галочки», стала постоянной. Часть отработавшего топлива хранилась в транспортных контейнерах прямо на открытом воздухе. Ряд экспертов опасались, что хранение ОЯТ в таких неблагоприятных условиях может привести к неконтролируемой цепной реакции.
Сложившееся положение дел продолжалось бы неизвестное количество времени, если бы норвежская Bellona не привлекла международное внимание к ситуации благодаря своему докладу «Северный Флот. Потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона», который был опубликован в 1996 году. Москве крайне не понравилось столько пристальное внимание к проблеме, что привело к пятилетнему сражению норвежской организации за соавтора доклада Александра Никитина в деле о государственной измене. Никитин был окончательно оправдан в 2000 году.
Тем не менее, Bellona невозмутимо продолжила заниматься проблемой и способствовала привлечению немалых финансовых средств от Норвегии и дюжины других стран для ее решения. Это привело к тому, что в 2017 году первая партия ОЯТ, состоящая из девяти транспортно-упаковочных контейнеров (ТУК) (в каждом ТУК – по семь чехлов, в каждом чехле содержится семь сборок) была отправлена с бывшей военной береговой базы. Понадобилось всего каких-то 27 лет, однако Bellona участвовала в этом проекте каждый из этих 27-ми лет.
Кольская ГМК
«Норильский никель» – один из крупнейших российских промышленных гигантов. Со времен Второй Мировой Войны он добывает и выплавляет никель на Кольском полуострове на своем дочернем предприятии «Кольская ГМК». Трубы этого древнего производства продолжают выпускать диоксид серы, как в сторону российского севера, так и в сторону соседних скандинавских стран в таком количестве, что официальные лица всячески уклоняются от точных цифр.
Иногда это приводит к интересным столкновениям. Например, в 2013 году бывшая мэр приграничного с Россией норвежского города Киркенес пригрозила подать в суд на компанию. Спустя несколько лет, уже нынешний мэр города призвал внести главного акционера «Норильского никеля» Владимира Потанина в санкционный список и закрыть ему доступ в Европу к его виллам и яхтам, пока компания не перестанет загрязнять территорию соседнего государства.
С российской стороны границы на это ответили двухдневным исследованием, проведенным карманной экологической организацией, по результатам которого было заявлено, что промышленный гигант чист, как слеза младенца, а в большинстве экологических проблем Мурманской области виновата именно Норвегия.
Но приграничный обвинительный баттл на тему «Кто кого загрязняет» в последние годы сменился игрой по повышенным ставкам.
Так, 2015 году Bellona опубликовала доклад о промышленном загрязнении российской части Баренц-региона, что явилось одной из причин признания ее мурманского офиса «иностранным агентом» и его юридического закрытия.
В 2016 году бывший глава регионального Росприроднадзора был осужден за получение взятки, в том числе, от «Кольской ГМК».
Казалось, что ничто не может заставить компанию стать более прозрачной и экологически ответственной. Тем более в ситуации, когда штраф за то, что она, например, загрязнила целую реку в Сибири, что поначалу компанией категорически отрицалось, составляет всего порядка 40 000 рублей.
Однако несколько лет назад что-то стало меняться. Возможно, виной всему стали чистые энергетические технологии, мода на электромобили и экологически ответственный подход их производителей. В результате к поставщикам сырья для производства аккумуляторов стали предъявляться серьезные экологические требования. По различным прогнозам, довольно скоро именно эти сферы станут главными потребителями никеля, кобальта и других металлов, – и компания просто не могла не отреагировать на изменение рынка.
Президент Bellona Фредрик Хауге (Frederic Hauge) говорил об этом «Норильскому никелю» еще в далеком 2014 году, когда впервые приехал в Мурманск из Киркенеса на электромобиле Tesla: «Производите свой металл так, чтобы такие компании, как Tesla, покупали бы его у вас».
Неожиданно в начале 2017 года Потанин сообщил, что до 2023 года компания инвестирует в модернизацию порядка 1 триллиона рублей, из которых 250 миллиардов пойдут на мероприятия экологической направленности. Он пообещал снизить выбросы на промплощадках в Норильске на 75% к 2023 году от уровня 2015 года и на 90% на промплощадках Мурманской области.
Оказалось, что по итогам 2016 года «Норильский никель» и впрямь добился серьезного снижения выбросов. Так, согласно данным компании, выбросы диоксида серы на площадках Кольской ГМК составили 119, 7 тысяч тонн, что на 35 000 тонн меньше, чем в 2015 году
Компания до сих пор держит в секрете от широкой общественности конкретные мероприятия и планы, которые приведут к столь серьезному снижению выбросов в Мурманской области в дальнейшем. Тем не менее, в октябре 2017 года промышленники приподняли завесу таинственности, впервые разрешив «Беллоне» принять участие в своей ежегодной экологической конференции в Красноярске.
Многое еще предстоит выяснить, но возможно, что все началось с первого камушка, закинутого одним норвежцем, обожающим электромобили, который в результате приведет к целой лавине положительных изменений.
Электромобильность от Норвегии до Мурманска
В 2014 году для того, чтобы зарядить электромобиль Tesla, на котором в Мурманск приехали норвежские сотрудники Bellona, отелю «Park Inn by Radisson Полярные Зори» пришлось специально протянуть кабель и установить розетку на 380 В.
В прошлом году ситуация изменилась – Bellona установила на парковке отеля зарядную станцию, где одновременно два автомобиля могут заряжать свои аккумуляторы совершенно бесплатно. Зарядкой уже успели воспользоваться иностранные экотуристы, приехавшие в столицу Заполярья на электрокаре.
Конечно, сейчас эта станция зарядки не очень востребована, однако в 1987 году, когда Хауге ездил по Норвегии на самом первом в стране электрокаре – крошечной треугольной коробке, привезенной из Швеции, он понял, что инфраструктура – это самое важное, что нужно для развития экологически чистого транспорта. Всего 30 лет спустя 50% всех продаваемых в стране автомобилей стали либо электрическими, либо гибридными. Более того, уже в 2025 году Норвегия планирует запретить продажи автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
Возможно, начинать надо с малого. И пусть в прошлом году в России было продано чуть более 1000 автомобилей, их владельцы требуют соблюдения своих прав. В декабре 2017 года, под завершение Года Экологии, группа владельцев электрокаров во Владивостоке устроила акцию, требуя установки зарядной инфраструктуры в своем городе.
Это право им гарантировано хотя бы специальным Постановлением Правительства 2015 года, обязывающим все заправочные станции страны установить оборудование для зарядки электромобилей.
Данное постановление игнорируется почти всеми, а жаль – появление зарядной инфраструктуры стало бы толчком к популяризации стремительно дешевеющих электрокаров, что привело бы к улучшению ситуации с загазованностью городов.
С другой стороны, России только предстоит пройти свой путь электромобильности. Сейчас страна находится практически в той отправной точке, в которой соседняя Норвегия – сегодняшняя электромобильная столица мира – была 30 лет назад.
Чарльз ДИГГЕС
charles@bellona.no
Анна КИРЕЕВА (перевод).
anna@bellona.ru
Опубликовано на сайте Bellona 1 марта 2018 года.
Источник: http://bellona.ru/2018....ovalnym
Ольга ТИМОФЕЕВА — заместитель Председателя Государственной Думы РФ, член фракции «Единая Россия».
«Год экологии не закончится, пока не выполним все поручения по итогам Госсовета и не изменим ситуацию на местах»
Выступая 30 марта 2018 г. на коллегии Минприроды России, где подвели итоги Года экологии и обсудили задачи на будущее, Ольга Викторовна заявила: она считает, что Год экологии не закончится, пока не будут выполнены все поручения президента по итогам экологического Госсовета и пока не изменится ситуация на местах.
«По итогам Госсовета в декабре 2016 года была поставлена задача доработать экологическое законодательство. Надо защитить жителей промышленных городов от вредных выбросов, особенно в период неблагоприятных метеоусловий. Надо внедрять зеленые технологии в производство и контролировать выбросы, дорабатывать реформу в сфере обращения с отходами. Требуется закон «Об экологической информации», чтобы люди понимали, что происходит в окружающей их среде. Далеко не все эти поручения были выполнены, поэтому работа должна продолжаться», — отметила вице-спикер Госдумы.
Ольга Тимофеева подтвердила готовность депутатского корпуса вместе с профильным ведомством и другими заинтересованными сторонами искать решение сложных проблем. Так, по ее словам, уже на следующей неделе депутаты Госдумы вместе с Минприроды и спецпредставителем Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергеем Ивановым сядут за стол переговоров по теме Байкала. Депутаты против готовящегося решения о сокращении более чем в 10 раз водоохранной зоны Байкала. «При подготовке этого решения привлекалось Сибирское отделение РАН. Однако мнение ученых было учтено частично. Что это означает? Что целые участки побережья озера, привлекательные для застройки туристическими комплексами, оказались вырезаны из водоохранной зоны вместе с уже существующими населенными пунктами. Мы обязательно сядем за стол переговоров, чтобы разобраться. В этом вопросе нельзя допускать ошибок, которые потом навредят уникальному озеру», — отметила Тимофеева.
Вице-спикер, ранее возглавлявшая профильный Комитет Госдумы по экологии, привела пример, как рискованные решения дорабатывались на площадке Госдумы. Это закон о «лесной амнистии», который сильно изменился в процессе принятия.
В заключение парламентарий отметила, что в рамках Года экологии власти и общественности удалось сдвинуть многие экологические вопросы с мертвой точки, и призвала не останавливаться.
НАШ TELEGRAM
|