01.08.2015
Насколько необходимы экологические дисциплины в системе образования?
В конце XX века в области природопользования и охраны окружающей природной среды произошли существенные изменения. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование не просто перестали быть вопросом выбора, а превратились в условия выживания. С выходом ряда законов РФ об охране окружающей среды («Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91r; «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 г. и др.) граждане России получили право на здоровую и благополучную природную среду.
В России уже 9 лет ведется плановая подготовка экологов для работы в конкретных областях, например: инженер-эколог, эколог-землеустроитель, эколог по охране атмосферы на предприятиях, эколог лесного и паркового хозяйства и др.
Круг обязанностей эколога любого направления вытекает из положений, изложенных в ст.10 закона РФ «Об охране окружающей природной среды», в которой подробно перечисляются виды природоохранной деятельности и его компетентность.
Потребность в современных эколого-правовых и природоохранных знаниях испытывают многие специалисты, которым сейчас 30-40 лет. Они по своим взглядам и уровню пройденного «советского» образования не вписываются в концепцию новой специальности XXI века — эколога-юриста или эколога-землеустроителя.
Как условие реализуемости современной экологической политики надо рассматривать последовательное подключение к процессу реализации природоохранных решений предпринимательского сектора, новых служащих банков и страховых компаний, негосударственных предприятий и др. Следовательно, потребность в специалистах в области экологии будет возрастать год от года. Ряд вузов России и стран СНГ уже получили лицензии на такие специальности, как «Водные биоресурсы», «Биоэкология», «Экологический менеджмент», «Охрана природных ресурсов», «Природопользование», «Аквадизайн», «Экологический аудит» и др.
Все это означает, что интенсивный научный поиск ответов на экологические вопросы, которые вновь ставит наше время в новом тысячелетии должен быть продолжен. Будет развиваться и рациональное природопользование в использовании сырьевых ресурсов и, естественно, потребуются новые взгляды на их использование и охрану окружающей природной среды специалистами нового времени, а не вчерашнего дня.
Человек, благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть независимым от ее физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем «не вредных» для остального животного мира!) и т.п. Поэтому человек, прежде всего, отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т.е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню».
Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование, начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом.
Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, которые смогли бы обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу и, тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место и в нашей стране.
Но было бы несправедливо строить всю экологию «вокруг» только человека. Да и собственно экология, возникла для решения задач изучения взаимодействия всего живого с неживой природой и организмов между собой.
Человек — тоже такой же организм, и изоляция его от животных и растений дикой природы существенно сказывается на его здоровье. Изменения, а тем более уничтожение этой дикой природной среды, влечет за собой пагубные последствия для жизни человека. Экологические знания позволяют ему убедиться в этом и принимать правильное решение, с целью охраны природы, в том числе и на бытовом уровне. Они позволяют ему понять, что человек и природа — единое целое. Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашем городе, в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.
Чтобы раскрыть пути решения природоохранных проблем в условиях рыночных реформ в нашей стране, нужно знать инструменты и методы охраны окружающей природной среды и рационализации природопользования, а для этого необходимы знания и необходимые специалисты.
Например, сегодня чтобы взять частному предпринимателю в аренду колхозный пруд, нужно заплатить 130 тыс. рублей, но дело даже не в деньгах. Эти документы: паспорт на водоем, лицензия на водопользование, инструкция на эксплуатацию и другие должны быть в хозяйствах, а их нет, потому что на местах сидят безграмотные в экологическом плане чиновники, а не современного уровня специалисты.
В последнее десятилетие накоплен интересный опыт в Германии, странах Балтии и Скандинавии по решению практических природоохранных проблем в области природопользования.
Чтобы в новых условиях не оказаться за рамками нового учебного процесса, не растерять своих потенциальных студентов, уже сегодня необходимо решать вопрос о создании новых эколого-правовых факультетов.
Уже сегодня остановить нарушение экологических законов можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, что можно сделать, прежде всего, через образование, через изучение основ экологии, экологического права.
Опубликовано на портале по поддержании здоровья в городе Health of the city.
Оригинал: http://healthinthecity.ru/eco/ecologia_i_obrazovanie.html
В России уже 9 лет ведется плановая подготовка экологов для работы в конкретных областях, например: инженер-эколог, эколог-землеустроитель, эколог по охране атмосферы на предприятиях, эколог лесного и паркового хозяйства и др.
Круг обязанностей эколога любого направления вытекает из положений, изложенных в ст.10 закона РФ «Об охране окружающей природной среды», в которой подробно перечисляются виды природоохранной деятельности и его компетентность.
Потребность в современных эколого-правовых и природоохранных знаниях испытывают многие специалисты, которым сейчас 30-40 лет. Они по своим взглядам и уровню пройденного «советского» образования не вписываются в концепцию новой специальности XXI века — эколога-юриста или эколога-землеустроителя.
Как условие реализуемости современной экологической политики надо рассматривать последовательное подключение к процессу реализации природоохранных решений предпринимательского сектора, новых служащих банков и страховых компаний, негосударственных предприятий и др. Следовательно, потребность в специалистах в области экологии будет возрастать год от года. Ряд вузов России и стран СНГ уже получили лицензии на такие специальности, как «Водные биоресурсы», «Биоэкология», «Экологический менеджмент», «Охрана природных ресурсов», «Природопользование», «Аквадизайн», «Экологический аудит» и др.
Все это означает, что интенсивный научный поиск ответов на экологические вопросы, которые вновь ставит наше время в новом тысячелетии должен быть продолжен. Будет развиваться и рациональное природопользование в использовании сырьевых ресурсов и, естественно, потребуются новые взгляды на их использование и охрану окружающей природной среды специалистами нового времени, а не вчерашнего дня.
Человек, благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть независимым от ее физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем «не вредных» для остального животного мира!) и т.п. Поэтому человек, прежде всего, отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т.е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню».
Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование, начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом.
Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, которые смогли бы обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу и, тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место и в нашей стране.
Но было бы несправедливо строить всю экологию «вокруг» только человека. Да и собственно экология, возникла для решения задач изучения взаимодействия всего живого с неживой природой и организмов между собой.
Человек — тоже такой же организм, и изоляция его от животных и растений дикой природы существенно сказывается на его здоровье. Изменения, а тем более уничтожение этой дикой природной среды, влечет за собой пагубные последствия для жизни человека. Экологические знания позволяют ему убедиться в этом и принимать правильное решение, с целью охраны природы, в том числе и на бытовом уровне. Они позволяют ему понять, что человек и природа — единое целое. Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашем городе, в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.
Чтобы раскрыть пути решения природоохранных проблем в условиях рыночных реформ в нашей стране, нужно знать инструменты и методы охраны окружающей природной среды и рационализации природопользования, а для этого необходимы знания и необходимые специалисты.
Например, сегодня чтобы взять частному предпринимателю в аренду колхозный пруд, нужно заплатить 130 тыс. рублей, но дело даже не в деньгах. Эти документы: паспорт на водоем, лицензия на водопользование, инструкция на эксплуатацию и другие должны быть в хозяйствах, а их нет, потому что на местах сидят безграмотные в экологическом плане чиновники, а не современного уровня специалисты.
В последнее десятилетие накоплен интересный опыт в Германии, странах Балтии и Скандинавии по решению практических природоохранных проблем в области природопользования.
Чтобы в новых условиях не оказаться за рамками нового учебного процесса, не растерять своих потенциальных студентов, уже сегодня необходимо решать вопрос о создании новых эколого-правовых факультетов.
Уже сегодня остановить нарушение экологических законов можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, что можно сделать, прежде всего, через образование, через изучение основ экологии, экологического права.
Опубликовано на портале по поддержании здоровья в городе Health of the city.
Оригинал: http://healthinthecity.ru/eco/ecologia_i_obrazovanie.html
|
Всего комментариев: 0 | |